[Межсезонье 2016] Живые и мертвые (Сезон 1)


Канал BBC демонстрирует в последние годы полнейшее неумение снимать плохие сериалы. «Шерлок», «Лютер», «Острые козырьки» и многие другие проекты последних лет стали настоящими хитами. И вот в межсезонье ВВС выпускает сериал «Живые и мертвые», мистическая история о британском захолустье на рубеже девятнадцатого и двадцатого века. Что получилось? Давайте разбираться!

Англия. Соммерсет. Рубеж 19 и 20 веков. Нейтан Эпплби не на долго приезжает домой во владения Шепзой со своей молодой женой. Но, его мать, хозяйка владений, внезапно умирает, и у Нейтана нет другого выхода, кроме как остаться, ведь от него теперь зависит судьба нескольких десятков человек.

Но, вместе с возвращением мистера Эпплби проснулись и потусторонние силы, которые, если верить легендам, жили в Шепзое веками.

Сериал «Живые и мертвые» с самой первой серии берет очень спокойный темп повествования и держит его аж до финальной серии, будто повинуясь размеренной сельской жизни в британской глубинке. Несмотря на неторопливость, сюжет, как каждой отдельной серии, так и глобальный, все время двигается вперед, не пробуксовывая, благодаря фактически полному отсутствию пустых и не нужных сцен, за что сценаристам отдельное спасибо!

Стартовой половины первого эпизода вполне хватает, чтоб познакомится как с главными героями – психологом Нейтаном Эпплби, который покинул родные края после трагедии с Гэбриэлом, сыном от первого брака, и его молодой женой Шарлоттой, которая по уши увлечена прогрессом и хочет все в Шебзое перестроить, так и более второстепенными персонажами – служанкой мисс Пирс, пастором Деннингом и работягой Гидеоном. Конечно, набор персонажей меняется от серии к серии, но эту пятерку можно считать основной, и раскрыта она вполне себе неплохо.

Идея сериала, проходящая красной нитью через все серии – это выбор, оставаться в прошлом или идти к будущему. Несмотря на, казалось бы, всю очевидность, герои колеблются. Селяне в Шебзое отвергают прогресс, который бы сильно упростил им жизнь, в то время, как хозяин владений, мистер Эпплби, так же никак не определиться, хочется ему к жить среди «живых», с красавицей женой в процветающем поместье, или все таки отправиться «мертвым», где его ждет сын Гэбриэл.

Визуально же сериал «Живые и мертвые» действительно шикарен. В сериале отлично воссоздана атмосфера конца девятнадцатого века. Все, от костюмов и декораций, до съемок на открытой местности, с заросшими озерцами и туманами переносит зрителя в британское захолустье и ни на секунду не заставляет сомневаться в подлинности всего, что происходит на экране. На высоте и операторская работа, доставляющая эстетическое удовольствие от просмотра, буквально, в каждом кадре.

Но, несмотря на весь позитив, в сериале достаточно минусов, притом в самой важной составляющей – сюжетной. Сериал, из серии в серию, упрямо не дает ответы на самые важные вопросы. Например, не понятно, почему духи проснулись с возвращением мистера Эпплби, с какой радости он их видит, а другие нет? И так далее. Вопросов и правда много, но они появляются лишь в моменты, когда действительно очень хочется к чему-то прицепиться, но, благо, сериал «Живые и мертвые», совсем к этому не располагает.

Шоураннером сериала выступил Эшли Фароа, известный, в первую очередь, причастностью к таким сериалам, как «Жизнь на Марсе» и «Прах к праху». Сняли же сериал Сэмюэл Донован, до этого работавший над британской адаптацией сериала «Люди» и Элис Тротон, причастная к последним телевизионным работам от DC Comix – «Флэш» и «Легенды завтрашнего дня», а так же снявшая несколько серий неплохого сериала «Мэрлин» и даже прикоснулась к вселенной «Доктора Кто».

Если говорить о исполнителях главных ролей, то весьма посредственный актер Колин Морган, играющий нетипичную для себя роль, наконец выдал отличный перформанс, и в отличии от того же сериала «Люди» или фильма «Воспоминания о будущем», не вызывал привычное чувство раздражения. Умудренный опытом и знаниями, мистер Эппелби в его исполнении, серия за серией, понемногу разуверивающийся в своих убеждениях, получился на славу. То же касается и его партнерши на площадке – театральной актрисы Шарлотты Спенсер, создавшей прекрасный образ героини, отвергающий все старое, безоговорочно верящей в прогресс и науку.

Гидеона, мисс Пирс и пастора Деннинга, сыграли не очень известные актеры, но сыграли очень хорошо. То же и касается второстепенного каста, меняющегося от серии к серии, несмотря на не очень большое количество экранного времени, большинство актеров с задачами справились, наделив своих персонажей уникальными чертами характера. Как итог, благодаря отсутствию эффекта «картонности», история, как всего сериала, так и отдельных серий, получилась глубокая и вызывающая сопереживание со стороны зрителя.

Сезон заканчивается отличным открытым финалом, который делает прекрасный задел на сезон второй… которого не будет. На телевиденье все решают рейтинги, и несмотря на позитивные отзывы как критиков, так и зрителей, эти самые рейтинги у «Живых и мертвых» были не очень высокие. Сериал понравился почти всем, кто его посмотрел, проблема лишь в том, что посмотрели его не многие… и как результат, в августе, через некоторое время после окончания показа первого сезона, канал BBC принял решение не продлевать сериал на второй сезон.

Итог: Сериал «Живые и мертвые» прекрасен в каждом кадре, каждом ракурсе и почти каждой сцене. Не совсем тривиальная история, прекрасный антураж и живые персонажи делают «Живых и мертвых» образцом почти что идеального сериала, а Колин Морган и Шарлотта Спенсер и вовсе стали очень приятным открытием.

Вердикт: если любите пейзажи из британской глубинки начала прошлого века – смотрите, если вам еще не надоели истории про призраков в старых домах – тоже не пропустите, остальные – решайте сами!