[Мнение о фильме] Дюнкерк (Dunkirk, 2017)


Фильм «Дюнкерк» (Dunkirk, 2017) – это военная драма от Кристофера Нолана, рассказывающая о событиях в конца мая и начале июня 1940-го года, во время которых проходила эвакуация британских, французских и бельгийских военных частей, в количестве примерно 400 тысяч человек, с пляжа французского города Дюнкерк. Противник не решился бросить живую силу и танки на уничтожение солдат, решив расстрелять отступающие части с воздуха. Таким образом, почти пол миллиона человек оказались в ловушке, окруженные противником и водой, тогда, когда до дома, кажется, подать рукой.

Изюминка фильма: Будучи одним из самых кассовых режиссеров современности, Кристофер Нолан никогда не снимал военное кино, так же как и не снимал кино, основанное на реальных событиях. Но Нолан был бы не Нолан, если бы не выбрал одно из самых неоднозначных событий начала второй мировой войны и не приправил бы отличным актерским составом, среди которых Киллиан Мёрфи, Марк Райлэнс, Том Харди, Джек Лоуден и солист One Direction Гарри Стайлс.

Фильм никого не оставил равнодушным. Одни очень хвалят, другие сильно ругают. Так что разбор фильма начнем с того, что понравилось.

  • И первое – это атмосфера. Музыка Ханса Циммера и съемки Хойте Ван Хойтема просто шикарны и дополняют друг друга. Фильм бы просто не сработал с другой музыкой, наложенной на другую операторскую работу. Благодаря Циммеру и Ван Хойтему «Дюнкерк» превращается в визуальное пиршество, от которого буквально невозможно оторваться… а тикающие часы, делающие звуковое сопровождение еще эпичнее, символизируя уходящее время, показывая что на счету у героев каждая секунда.
  • Второе – время. Время в «Дюнкерке» главный герой. Судя по отзывам – многие не поняли, что все три линии в фильме имеют разную длительность. Час в воздухе, день на море и неделя на суше. Отличный ход, делающий повествование нелинейным и показывающий как долго длится время, когда пытаешься спастись, и, напротив, как быстро, когда в баке самолета заканчивается топливо…
  • Третье – отсутствие шаблонов и клише. Тут нет героев, есть люди, которые просто хотят выжить, и за их желанием нет абсолютно ничего, кроме инстинкта. Нам не покажут, кем они были и кем стали, не покажут и героизм в чистом виде, нам лишь покажут небольшой кусочек их жизни, в котором есть простая, но вполне четкая мотивация – одни хотят спастись, другие – спасти. Нет пафосных речей, есть гробовое молчание в очень громком фильме и есть действия, которые раскрывают характеры гораздо лучше любых слов. Нет оценки события, фильм просто показывает зрителю отрывок истории, не навязывая свое виденье. Единственный момент, в котором будет очень яркое клише, был в конце фильма, тот самый, когда адмирал закрывал глаза… впрочем, кто досмотрит, тот поймет.
  • Отбросив ненужное, в виде персонажей и их раскрытия, фильм концентрируется на идеях и действиях. На что готов пойти человек ради выживания и сможет ли он с этим жить? Готов ли биться до последнего за незнакомых тебе людей, зная что топливо на исходе и шансов вернуться уже почти нет? Стоит ли спасать всех или только своих? И достойны ли такие военные спасения? Фильм задает вопросы, вовлекает зрителя в процесс, погружает в историю, и в какой-то момент может даже показаться что главный герой фильма не солдат, а зритель, дающий оценку всему, что происходит на экране.
  • Пятое – Том Харди. Если в «Темном рыцаре: Возвращении легенды» Нолан оставил Харди только глаза, брови и лысину, то в «Дюнкерке» режиссер пошел еще дальше, оставив только глаза и брови, которые видны за маской и очками пилота. Но Харди вновь справился, и справился на отлично! И если в общей массе зритель сопереживает не столько солдатам или гражданским, которые поплыли их спасать, сколько ситуации в целом, то в случае с героем Тома Харди – ему лично невозможно не сопереживать, особенно в последние две-три минуты фильма из головы не выходит вопрос «Что там с Харди?». Пилот в его исполнении, пожалуй, один из немногих по настоящему героических персонажей, но, несомненно, самый яркий из них, пусть и произносит за весь фильм всего десяток слов.
  • Если главный герой это время, то главная звезда Кристофер Нолан. Режиссер выступил в качестве единоличного сценариста, без брата Джонатана, сделав, на этот раз, сценарий одновременно очень простым, в плане героев и их мотивации, но в то же время достаточно сложным – нагрузив повествование безостановочным экшеном, переплетением времени и идей, по факту разыграв концепцию некой «ловушки», завернутую в оболочку военного фильма. Нолан играет на контрастах, и получается впечатляюще: тут и маленькие гражданские лодки, идущие в Дюнкерк на фоне огромных, наполненных солдатами военных кораблей, бегущих с поля боя, тут огромная армия, почти в пол миллиона человек, не героическая, не победоносная, а с единственным желанием сбежать домой, выстроенная в шеренги в ожидании спасительных суден. Нолан отбрасывает все шаблоны и экспериментирует с жанром, он не показывает противника, литры крови и прочий киношный реквизит в виде оторванных конечностей и кишок. Война в «Дюнкерке» ведется с врагом, которого не видишь, но он все время рядом и готов нанести смертельный удар. Нолан нагнетает страх и атмосферу, переплетая все три сюжетные линии, которые в финале сойдутся в единой кульминации…

Но идеален ли фильм? «Дюнкерк» хвалят критики и западные зрители. Но все ли в нем так гладко? Ведь всегда можно сказать, что где-то что-то как-то было не так…

Идеальность фильма – понятие строго субъективное, и в «Дюнкерке» есть к чему прицепиться, если очень того хотеть. Тут и война с обезличенным соперником, куча героев без характеров и их раскрытия, тут и диалогов почти нет… Другой вопрос – нужно ли это все фильму? Нолан считает что нет, и с этим сложно не согласиться. Фильм однозначно не понравится тем, кто захочет увидеть клишированное и шаблонное военное кино, не понравится и тем, кто вместо фильма будет оценивать исторические событие, и конечно же, очень не понравится тем, кто этого очень сильно захочет.

По итогу: «Дюнкерк» – это шикарное кино от одного из самых лучших режиссеров современности, показывающее войну так, как до этого не показывал никто, а феноменальная музыка, актерская игра и операторская работа и вовсе делают фильм одним из лучших, если не лучшим в этом году. Субъективная оценка – 10 из 10, идеальное кино.

Оценка PROKINO: 10/10