[Обзор фильма] Молчание (The Silence, 2019)



“Молчание” это постапокалиптический хоррор от Джона Леонетти рассказывающий о заполонивших мир летающих кровожадных существах, которые вырвались из пещеры где-то в Пенсильвании и охотятся на все, что издает хоть какой-то звук. В центре сюжета — семья Эндрюсов, которые, как и все, пытаются спастись. С той лишь разницей, что старшая дочь, Элли, некоторое время назад потеряла слух, так что Эндрюсам не привыкать жить в молчании…

Изюминка фильма: фильм снят стриминговой платформой Netflix, по одноименному роману британского автора Тима Леббона, а в главных ролях снялись небезызвестные Стенли Туччи и новая “Сабрина” Кирнан Шипка. На первый взгляд все должно быть круто, но на самом деле нет. У Netflix на каждый “Птичий короб” выходит два “Титана”. Автор бестселлеров известен больше как новелизатор и автор книг в известных киновселенных с абсолютным отсутствием оригинальных идей. Туччи же несколько лет не играл в нормальных фильмах, да и к талантам Шипки есть огромное количество вопросов.

Впрочем, начнем с пары моментов, которые понравились:

  • Во первых — это идея. Несмотря на то, что идею фильма часто сравнивают с “Тихим местом” Джона Красински, по факту это не так. “Молчание” снята по одноименному роману Тима Леббона, который вышел за три года до фильма Красински. Да и идея интересная: спасаться от монстров которые реагируют на шум, в мире с зашкаливающим шумовым загрязнением. Как она была реализована — вопрос уже 10-й.
  • Второе и последнее — это хронометраж. Спасибо, что не 2 часа.

Что не понравилось:

  • Первое: логика и атмосфера. Фильм склеен по лекалам сверхпопулярного и достаточно неплохого “Птичьего короба”, вышедшего на этом же Netflix некоторое время назад. Проблема лишь в том, что в случае с “Молчанием” это не работает. Да, опять человек человеку волк, опять опасность повсюду… Но в случае с “Птичьим коробом” была четкая неотвратимость гибели при тех или иных действиях, что вызывало постоянное напряжение. В “Молчание” же атмосфера раз за разом ломалась, т.к. монстры то слышат мельчайший звук, то хлопнувшая дверь их не волнует.
    Чувство обреченности в “Птичьем коробе” создавалось тем, что все, что можно сделать для спасения — это закрыть повязкой глаза или забить окна. Больше ничего не поможет. Тут же достаточно просто включить машину по переработке веток и всему нашествию настанет конец. Но, почему-то главному герою это приходит в голову лишь раз и всего на несколько секунд, хотя таким образом можно было спокойно перебить всех монстров по всей планете. Так что о каком сопереживании вообще может идти речь?
    В итоге — за весь фильм есть только одна неплохая сцена — когда семья застряла в автомобиле. Та самая, на которой строится трейлер фильма. Просто потому что больше не на чем. Так что фильм скорее соответствует не законам жанра ужасов, как это было заявлено, а шутке из “Реальной любви”, что пугает больше тем, как плохо написано
  • Актеры. Несмотря на достаточно неплохой каст — что Стэнли Туччи, что Кирнан Шипка, что вся остальная массовка понадерганная из разных проектов Netflix, показали себя на очень низком уровне. Выражение лица героев, вне зависимости от каких-либо обстоятельств, в течении фильма вообще не менялись.
  • И способствовали этому абсолютно не продуманные герои. Глава семейства, он же Стэнли Туччи, на все отвечает “Ладно”. Апокалипсис на дворе — ладно. Убили его лучшего друга — ладно. Какой-то религиозный фанатик хочет украсть его дочь — ладно. Его пассивность, особенно во второй половине фильма, начинает очень напрягать. Героиня Шипки тоже не шибко и активная. На протяжении всего фильма казалось что ее волнует только наличие интернета дабы со своим бойфрендом в скайпе списаться. Герои вообще абсолютно пассивно реагируют на какие либо события.
  • Надежда была на монстров, но и с ними оказалась беда. В подобного рода фильмах монстров до последнего не показывают чтоб не разбивать атмосферу. В том же “Птичьем коробе”, например, так и не показали. Тут же миру явили толпы каких-то не очень умных птичек, которые просто где-то летали, избирательно реагируя на шум, создавая лишь видимость какой-то опасности, и, по факту ни на что не влияющих. Если проанализировать большинство поворотных моментов фильма — монстры не играли в них особой роли: то люди сами себе на голову находили проблемы, как например в моменте с перевернувшейся машиной. То это была просто случайность, как в моменте, когда Туччи с Шипкой встретили религиозных фанатиков.
  • Ну и финал. Кульминация, финальная битва, которая, внезапно, состоялась не между людьми и монстрами или людьми и обстоятельствами, а между людьми и… людьми, оказалась такой же вялой как герои, сюжет, да и фильм в целом. А хэппи энд, когда семейство с двумя ранеными взрослыми (при том — одним в ногу, вторым — в печень), пешком, без каких либо припасов и спецподготовки, прошли километров эдак 500, а то и больше до спасительного “севера”, и вовсе кажется идиотским.

По окружающим героев событиям, он не тянет на постапокалипсис, проигрывая даже “Птичьему коробу”, не говоря уже про схожую по обстоятельствам “Дорогу”. Это точно не ужасы, потому что после “28 дней спустя” “Молчание” с птичками, которых можно перебить одним включением машины по переработке веток, может разве что рассмешить. Это далеко не глубокое философское кино, как например тот же “Сквозь снег”. Поэтому, абсолютно непонятно, какую нишу пытался заполнить фильм… да и хотел ли? Так что при просмотре фильма возникал лишь один вопрос: накой хер я это смотрю?

По итогу: “Молчание” тянет максимум на одну серию какой-то постапокалиптической антологии, но никак не на самостоятельное кино. Фильм хоть и не так скучен, как мог бы быть, но тотальное отсутствие атмосферы и логики ломает на корню всю идею. Учитывая первоисточник, отлично получится скорее всего не могло. Но создатели фильма, вероятно, даже и не пробовали.

Оценка PROKINO: 4/10