[Обзор фильма] «Не входи» / «Хозяева» (The Owners, 2020)

«Не входи» или же просто «Хозяева» — это триллер от Джулиуса Берга, рассказывающий о девушке по имени Мэри, чей парень, Нэйтан, вместе с подельниками решил вломиться в особняк престарелой супружеской пары, дабы навсегда забыть о бедной жизни.

Вопреки ожиданиям, несметных богатств в доме обнаружено не было, зато был найден сейф. Впрочем, и тут их ждало разочарование: сейф открыть никак не удалось. Недолго думая, они решают дождаться стариков, чтоб узнать комбинацию… вот только все пошло слегка не по плану.

Изюминка фильма

Чем меня заинтересовал этот фильм?

  • Во-первых пусть и не самой оригинальной, но интересной сюжеткой. Да, частично это уже видели в фильме “Не дыши”, к которому я буду обращаться не раз, но тем не менее — тема пока что не сильно заезжена.
  • Второй момент — это наличие в касте Арьи Старк, которая, правда тут выглядит слегка старше своих 23-х лет.
  • Ну и не самый очевидный интерес — это дебют Джлиуса Берга, достаточно опытного режиссера сериалов, в полнометражном кино. А так же его дебют как сценариста. И да, это скажется на фильме.

Что понравилось

  • И первый момент — это, внезапно, стартовые титры. Я не знаю почему они так запали мне в душу, но от них прям веет какими-то камерными фильмами ужасов из восьмидесятых. Круто это или нет — решайте сами, но мне понравилось.
  • Второй момент — эта та самая камерная атмосфера. Фильм снят в пределах одной локации. Да, как и в “Не дыши” — дом кажется бесконечно большим, но тем не менее, в фильме отлично создается атмосфера замкнутого пространства. Но, в отличии от того же “Не дыши”, тут выбраться из дома кажется намного проще, т.к. против тебя не военный, чей дом — крепость, а старенькие бабушка и дедушка. Но это чувство безопасности обманчиво. Обманывает оно и героев, которые в процессе фильма меняют свое отношение к ситуации. И как по мне такая атмосфера хорошо играет на руку фильму. Ну и подчеркивает атмосферу пусть и ничем особо не примечательный, но тем не менее уместный саундтрек. 
  • Актеры. Помимо Мэсси Уильямс, которая в принципе неплохо с ролью справилась, я не знал никого из каста. Тем не менее, все просто идеально вписались в роли. Особенно 77-ми летний Сильвестр МакКой, который оказывается “Доктора Кто” играл в восьмидесятых, и 78-ми летняя Рита Тушингем, которая еще в 61-м стала лауреатом “Золотого Глобуса”. 
  • Ну и финальный момент — это то, чего часто не хватает подобному кино, а именно баланс сил. В качестве небольшого сполера стоит упомянуть, что сценаристы взяли ровно ту же самую мотивацию хозяев дома, которая была в фильме “Не дыши”, просто адаптировали ее под пожилых людей. К слову, тем самым решив одну из проблем фильма. Если в “Не дыши” все герои были мерзкими, плюс баланс сил был явно на стороне военного, то тут все уравнивается тем, что хозяева дома хоть и были готовы к тому, что однажды кто-то захочет заглянуть к ним в сейф, но тем не менее они в очень почтенном возрасте и уж точно никакие не военные. С другой стороны воры — это подростки без четкой мотивации, о чем я пару слов скажу далее, которые по сути впервые вломились в чей-то дом и понятия не имеют что делать. В итоге получается тот самый баланс сил. С одной стороны старики на своей территории, готовые к проблемам, но все же старики, с другой — молодняк, который понятия не имеет куда попал и что делать, но все таки они намного моложе и сильнее. Так что шансы на успех вполне равные и за этим было интересно наблюдать. Хотя проблему мерзких героев, сценаристы, хоть немного и смягчили, но так и не решили.

Но в фильме есть как минимум два момента, которые если и не делают фильм плохим, то очень сильно тянут оценку вниз.

Что не понравилось:

  • И первый момент — это структура. Как я говорил ранее — это первая сценарная работа Джулиуса Берга и он, не знаю по какой причине, решил поломать трехактную структуру. И на этом моменте я хочу остановиться подробнее. Классическая структура — это три акта: экспозиция / борьба / развязка. У каждого акта свое назначение и набор характеристик, по этому четко видно какой конкретно акт сейчас разыгрывается. Что же у нас в “Хозяевах”. Очень долгая завязка. Сцена ограбления достаточно сильно затянута, и даже до первого появления стариков, на которых и строится сюжет, приходится ждать аж 20 минут. А с учетом хронометража — это почти четверть фильма. В итоге — история второй раз начинает первый акт, уже с новыми героями там, где уже должен был, по идее, начаться акт второй. Я насчитал аж целых три претендента на кульминационное событие завязки. На 20-й минуте, когда приехали старики, на 40-й и 45-й. Их я пересказывать не буду, ибо спойлер. И в каждой из этих точек, по идее, мы должны были бы видеть начало акта второго, т.е. четкое препятствие, но по факту первый акт переплетается со вторым и заканчивается только когда фильм переваливает за час хронометража. Но затем приходит понимание, что выкристализовавшийся второй акт — является не чем иным, как актом третьим, т.к. почти полностью состоит из развязки. Если по простому: первый час вы ждете когда же все начнет происходить, а потом вдруг вы понимаете что уже вот все, финальная битва. Если же говорить о уже несколько раз упомянутом “Не дыши”, то там подобной структурной ошибки нет.
  • Ну и второй момент, который также нормально так коробит — это раскрытие героев. Точнее его отсутствие. Более менее нормально раскрыты герои стариков, и то, лишь потому что это нужно по сюжету. В остальном же, сценаристы больше заботились о балансе сил, чем над тем есть ли у героев внятная мотивация. В итоге такая была найдена только у Нэйтана. И то, к ней есть вопросы. В то же время — фильм периодически делает отсылки к прошлому героев, но не рассказывая что-либо, чтоб раскрыть персонажей, а напротив делая какие-то выводы основываясь на прошлом. В итоге появляется 2 эффекта: первый это не понимание что происходит, и, логично, второй — отсутствие вовлеченности.

И отдельно пара слов о финале. Я не буду спойлерить и его пересказывать. Просто скажу — предсказуем ли он. И да, предсказуем. Там вариантов было всего два если что. Но, делает ли это его плохим? Отнюдь.

Итог

Отличная атмосфера, не самая заезженная идея и неплохой баланс сил который привел к знатному замесу. С другой стороны — полнейшие разброд и шатания в структуре и не самые мотивированные герои. Но есть и третья сторона. Лично я люблю подобного рода фильмы, с не очень большим бюджетом, который компенсируется старанием всей съемочной группы. Да, было допущено много ошибок, но как для дебютного фильма — неплохо. Как для дебютного сценария — тоже. Лично я от фильма реальной кайфонул. Хотя уверен, что многим фильм не зайдет.