[Рецензия] Итан Хант в матрице дня сурка с эффектом бабочки («Грань будущего», Edge of Tomorrow,2014)

Edge of tomorrow

Без страха не бывает доблести

Хорошей фантастики не бывает много. Так «Грань будущего» стала третьей серьезной фантастической кинопремьерой в этом году, после «Годзиллы» и «Людей Икс: Дней минувшего будущего». Пока, в отличие от прошлого года, фантастика не разочаровывает.

Фильм снят по довольно-таки известной книге Хироси Сакурадзаки «Всё, что тебе нужно — это убивать». Да и тот факт, что Том Круз, не отдохнув от «Обливиона», бросился на съемки «Грани будущего» – говорит о многом. Ну, а первый же трейлер убедил в одном – будет красиво! Будет ли интересно? Давайте разбираться!

Сюжет. Недалекое будущее. Земля атакована пришельцами, так называемыми мимиками, которые истребляют все живое на планете. Весь мир объединился в борьбе за выживание, и, в момент, когда была одержана первая победа, готовит решительный контрудар.

Подполковник Билл Кейдж, бывший рекламист, а теперь искусный пиарщик, который зазывает на фронт все новых и новых солдат, сам там (на фронте) ни разу не был, и когда ему предоставляется такая возможность, пытается дезертировать… за что был арестован и… отправлен на фронт.

Он просыпается в наручниках на военной базе, и, спустя всего несколько часов идет в бой… в котором весь его отряд погибает, а сам Кейдж, ухитряется перед смертью забрать в могилу мимика… И он просыпается в наручниках на военной базе…

Для Кейджа наступает «День сурка», который тот будет проживать снова и снова, с каждым разом получая все больше и больше шансов победить хитрого врага. В этом ему помогает «ангел войны» –  Рита Вратаски, которая уже переживала подобное, и знает, что если что-то пойдет не так, первое, что нужно сделать – пустить Кейджу пулю в лоб…

Фильм начинается довольно активно, и не менее активно продолжается. По-хорошему, особых остановок в сюжете нет, да и быть не может. Пережив первые минут десять завязки и первой битвы, которая, к слову, просто феноменально красива (как начало «Спасти рядового Райна», только с пришельцами и большим кол-вом спецэффектов), зрителя отбрасывают на начало. Правда, все последующие эпизоды, само собой, не показывают битву целиком, а в некоторых ее и вовсе нет, но рано или поздно возникнет чувство, будто играешь в компьютерную игру, в которой все никак не можешь пройти уровень. Правда, эти перемещения, иногда сопровождающиеся тонким юмором, вместо раздражения, скорее вызывали улыбку.

Edge of Tomorrow (2014)

Ангел войны — Рита Вратаски, она же Эмили Блант

В фильме одна сюжетная линия, и это, на удивление, радует, ибо следить сразу за несколькими в состоянии постоянного «отбрасывания» было бы просто не реально. Не то чтобы можно было запутаться, но в голове всегда стоит держать что-то, что было 5 минут назад, в прошлой версии этого дня, не имеет никакого отношения к нынешней его версии…

По атмосфере «Грань будущего» напоминает ранее упомянутый «День сурка» и «Эффект бабочки», с той лишь разницей, что главному герою нужно не разобраться в самом себе, а спасти планету. Атмосферу умело дополнял очень сильный, а главное уместный, саундтрек от Кристофа Бека.

Edge of Tomorrow (2014)

«Грань будущего» — это динамика, масштаб и бегающий Том Круз

Герои. На удивление, несмотря на то, что это фантастика, основной акцент которой по идее должен быть сделан на картинку и сюжет, в «Грани будущего» почти нет проходных героев. Все от Билла Кейджа и заканчивая рядовыми пехотинцами из отряда, имеют свое «лицо». Как бы вскользь упоминаются детали, какие-то моменты из жизни, и уже к середине фильма зритель знает все обо всех. А продуманный герой – живой герой, которому можно сопереживать.

Много внимания (кажется – даже больше чем нужно) уделено отношениям Кейджа и Риты. Она уже переживала эти скачки во времени и понимает, каково это. Но, не смотря на это, даже не задумывается над тем, чтоб застрелить Кейджа при первой же проблеме. Между ними однозначно возникает что-то, но это что-то не определенное, то, что каждый зритель должен додумать себе сам.

Собственно и Том Круз в роли боягуза, который на протяжении фильма перерождается в героя, такого себе Итана Ханта, только из будущего, благо времени на перерождение у него достаточно, и Эмили Блант в роли «железной леди» выглядят очень убедительно. Сейчас даже сложно представить, как бы с этими ролями справились Брэд Питт и Беренис Бежо, которые рассматривались на главные роли изначально.

«Массовка» в фильме так же оказалась выше всяких похвал. Колоритный и суровый Брендан Глисон в роли генерала Бригхэма и развеселый сержант Фаррел, в исполнении нестареющего Билла Пакстона казались такими глупцами, которыми и должны были казаться, так что им так же оценки отлично. При финальном монтаже, к несчастью, был вырезан Джереми Бадди Израэль Пайвен и всего пара эпизодов досталась прекрасной Шарлотте Райли, которая, в явно не типичной для себя роли, послужила приятным дополнением к основному актерскому составу.

Edge of Tomorrow (2014)

Франц Драмех, Кик Гарри, Билл Пэкстон и Шарлотта Райли

Снял фильм небезызвестный Даг Лайман, который в прошлом отличился первым фильмом про супершпиона Джейсона Борна и первым фильмом для Брендолины, так что толк в хороших экшенах он все таки знает. Он умело держит темп, который умудряется не сбивать даже постоянными остановками в виде «прыжков» в прошлое. Правда, тут заслуга не только режиссера, но и сценаристов — оскароносного Кристофера МакКуорри в компании Джеза и Джона-Генри Баттеруортов. Изначальную же версию написал Данте Харпер, который продал права на него за кругленькую сумму в миллион долларов.

Хронометраж фильма почти два часа, но скучать при просмотре просто некогда. Единственное, что разочаровало – это концовка и предшествующая ей битва с мимиками, которая в визуальном плане была скопирована с «Матрицы». Впрочем, даже несмотря на это сложно сказать, что фильм разочаровал.

Итог. «Грань будущего» кино однозначно очень красивое и красочное, которое стоит посмотреть в кинотеатре или даже в IMAX. Игра актеров в купе с атмосферой и оригинальной подачей материала, делают фильм одним из самых запоминающихся в жанре фантастики за последние годы, ведь еще бы, сам Итан Хант бился с пришельцами в матрице дня сурка с эффектом бабочки!

Оценка PROKINO: 8 из 10