[Рецензия] Джек Райан против балалайки («Джек Райан: Теория Хаоса», Jack Ryan: Shadow Recruit, 2014)

Jack Ryan 2014

Плюс жизни в России: все считают, что у тебя есть ручной медведь.
Минус: у тебя нет ручного медведя…

Сложно найти провальный шпионский боевик, или триллер, или экшн… Про шпионов любят снимать, и не меньше любят смотреть. Тем более если идет речь об одном из самых знаменитых — Джеке Райане, которого играли и Алек Болдуин, и Хариссон Форд, и даже Бен I’mBatman! Аффлек (куда уж без него). А если приправить фильм популярными актерами вроде Пайна и Найтли, и, как вишенку на торте добавить самого Кевина Костнера — то успех почти гарантирован, и чтоб фильм вышел провальным — нужно очень сильно постараться… и Кеннет Брана постарался…

Сюжет. Джек Райан — красив, умен, патриотичен. И когда над демократией назревает угроза, он записывается в армию США, чтоб дать отпор террористам в Афганистане. Во время службы он получает ранение, и его списывают из армии, но мимо его аналитических способностей не проходит ЦРУ, которое и принимает только выздоровевшего солдата к себе на службу…

Проходит 10 лет. Райан работает под прикрытием в брокерской фирме, и замечает что некоторые компании,
подконтрольные российскому бизнесмену Виктору Черевину, скупают наличность в очень больших объемах, и ЦРУ направляет его в Москву, под видом аудитора, разузнать, что затеял Черевин, и, при необходимости, остановить его.

Собственно все как всегда — есть хорошие парни из ЦРУ, и не очень хорошие русские, работающие на «ивил кагэбэ», которые слушают классику, наливают чай из самовара и избивают своих подчиненных. Не хочется вот так вот с ходу обижать фильм, но из всех возможных клише забыли только про ручного медведя с балалайкой…

Джек Райан: Теория Хаоса

Черевин есть, медведей все еще нет…

«Джек Райан: Теория Хаоса» — это перезагрузка перезагрузки (не получился из Аффлека суперагент, Аффлек был еще не тот) известной франшизы, а потому историю Джека Райана необходимо было начать сначала. И начали ее с 11-го сентября 2001-го года, когда Райан принял для себя решение идти и воевать за свою страну. По идее – именно начало фильма должно было быть занудным, но оказалось наоборот. Фильм в начале берет неплохой темп, но когда на экране появляется «10 лет спустя» фильм как бы замирает, и двигается дальше все медленнее и медленнее… Фильм напрочь перечеркивает сверхактивный трейлер, и даже сверхсекретная операция по взлому компьютера Черевина, которая, к слову, занимает просто огромную часть фильма, и ту сделали настолько скучной, что можно было в любой момент отлучится, поставить на дрова самовар (ну или водки выпить… что там русский зритель в кинотеатрах в основном делает?), и вернутся ничего не пропустив… И это не говоря уже про банальные глупости и беспросветную тупость отдельно взятых героев, которые то гражданским выдавали сверхсекретные данные, то выпускали своих противников когда они были уже у них в руках… И все это на фоне самого прекрасного клише зародившегося в далеких восьмидесятых – что стрелять умеют только главные позитивные герои, остальные же мажут… даже если герой стоит спиной… на расстоянии двух метров…

Само собой, что атмосфера в фильме что называется – не боевая. Ну не было в фильме нерва, не было напряжения, не было сопереживания. Конечно, Патрик Дойл, будучи весьма неплохим композитором, пытался вызвать хоть какую-то напряженную вибрацию в атмосфере фильма, но у него это не получилось… да и, в принципе, не могло.

Особенностью «нового» Джека Райана должен был стать интеллект, а на деле им стало занудство, победившее скорее не врагов, а зрителей, которые почти дружно проигнорировали фильм. Конечно, касса в 130 миллионов долларов, при 60-ти вложенных, кому-то покажется достижением, но даже «провальная» по мнению многих «Цена страха» набрала 193 миллиона, а «Прямая и явная угроза» с Райаном-Фордом в далеких девяностых и вовсе перевалила отметку в 200 миллионов сборов.

Джек Райан: Теория Хаоса

Пятница, вечер, Пайн…

Что же пошло не так? Во-первых, изначальный сценарий писался вообще под другой проект, где местом действия должны были быть Дубаи, а не Москва, а главный герой — Эрик Банна, а не Крис Пайн… Остается загадкой, почему нельзя было за основу взять одну из пятнадцати (!!!) книг про Райана… Во-вторых, сценарий написал Адам Козад, для которого это была первая работа в кино вообще, а доработал Дэвид Коэпп, тот самый, который за последние 10 лет написал не только последнего Индиану Джонса (для Коэппа уж точно последнего), но и просто «шедевральную» адаптацию «Войны миров»… А снял все это – исполнитель роли главного антагониста фильма – Кеннет Брана, который режиссер однозначно хороший, но не для экшенов, которые сам ни разу не снимал – в первом «Торе» ему помогал гений фантастики Джосс Уидон, а во втором «Железном Человеке» создатель франшизы – Джон Фавро…

Актеры. Несмотря на довольно таки сильный актерский состав, и тут была грусть-тоска… Крис Пайн явно растерял на площадке «Звездного пути» все свои актерские умения, которые когда-то демонстрировал в «Козырных тузах» и «Носителях», и на экране скорее играл капитана Кирка, только без формы звездного флота. «Споком» ему служил герой Кевина Костнера. Конечно, он был как всегда хорош (когда это Костнер был не хорош?), но его персонаж плоский и насквозь клиширован, в то время, как персонаж Киры Найтли и вовсе можно было бы полностью вырезать из фильма, никто бы и не заметил. Касаться образа Виктора Черевина в исполнении того таки Кеннета Браны вообще не хочется, т.к. без ручного медведя и балалайки его образ получился не очень то и законченным…

Джек Райан: Теория Хаоса

Костнер — стар, да удал)

Под конец, имитируя интригу и интеллектуальные усилия (которые среднестатистический зритель, посмотревший хотя-бы пару американских боевиков мог бы даже не прикладывать для разгадки главной тайны фильма), Джек Райан конечно же [спойлер, если такое вообще можно заспойлерить], а у зрителя остается только один вопрос – почему из всего, что написал Том Клэнси в пятнадцати огромных романах создатели взяли во внимание только глупые клише о русских?

Итог. «Джек Райан: Теория Хаоса» очень слаба не только как шпионская картина, но и просто как фильм, со скучным, прямолинейным и полностью лишенным динамики сценарием, абсолютно плоскими персонажами и просто угнетающе бездарной режиссерской работой, которая умудрилась загубить, казалось бы, беспроигрышный проект.

Оценка PROKINO: 4 из 10