[Рецензия] Дешево и сердито («Дракула», Dracula: Untold, 2014 год)

Dracula: Untold

Хотел как лучше, а получилось как всегда

Влад III Басараб, он же Влад Цепеш (или как перевели в украинской версии — Наштрыкувач) и он же Дракула (что в переводе значит «сын дракона») — личность историческая, но благодаря буйной фантазии Брэма Стокера, про покойного правителя Валахии, вот уже больше века, пишут, говорят, снимают очень много, и, конечно же, исключительно в разрезе его вампиризма. Однозначно, были и хорошие экранизации, как фильм Френсиса Форда Копполы «Дракула Брэма Стокера» с непревзойденным Гари Олдманом в роли графа-вампира. Но там где количество — там не всегда качество… а там, где 3D, то и подавно. По этому нельзя не сказать про явный скептицизм, возникший перед просмотром нового фильма о кровожадном румынском воине, который в одиночку должен раскрошить многотысячную армию… но, может все не так уж и плохо?

Сюжет. Правитель Трансильвании, Влад Дракула, вырос вместе с турецким султаном (благодаря своему отцу, который отдал его к янычарам на воспитание) и, сражаясь с ним бок о бок в кровопролитных битвах, заработал реноме сверхсильного воина… Но, когда пришла очередь самого Влада отдать своего ребенка в армию султана он… отказался, чем и спровоцировал войну против армии султана, превосходящей его армию в сотни раз… И чтобы победить, у него не остается выхода, он обращается к темным силам, которые даруют ему безграничную силу за его душу…

А начинается все с достаточно посредственно прорисованных кадров, специально сделанных под 3D, в которых зрителю показывают поверженных врагов Дракулы, о том, как он нереально крут и как разбрасывал превосходящие силы врагов на право и на лево (почему он не смог этого делать дальше понятно не очень хорошо, но, как оказывается, это не самая большая проблема фильма). И миновав примерно минуту-две экранного времени фильм в первый раз рвет шаблон: после рассказов о том, какой крутой воин Влад, он на полном серьезе говорит – «Я буду делать то, что умею лучше всего… договариваться!». Судя по дальнейшим событиям, о которых собственно и повествует фильм, договариваться то как раз Влад ни разу то и не умеет, а наоборот, с легкостью принимает необдуманные решения, которые ставят под угрозу его самого, его семью и его народ.

Dracula: Untold

Эх, Тайвин, как ты постарел

Вернемся к фильму. Итак, Влад зачем-то решив опозорить сына, который принял решение пойти в турецкую армию дабы прославить имя свое и своего отца, тем самым спровоцировал войну, которую ему не выиграть, решается стать вампиром. Для этого он карабкается по скалам в пещеру (хотя пару минут назад с воинами так просто в нее заходил), где Тайвин Ланистер, загримированный под Кристофера Уокена, угощает графа красненьким (кровью в смысле). И Влад превращается во всесильного монстра на три дня, и лишь если он удержится от питья крови, то вновь станет человеком, а если нет, то навечно останется вампиром. Не стоит говорить, что эти притянутые за уши условия скорее веселят публику, нежели вызывают сочувствие к главному герою, но это не единственный «развлекательный» момент фильма. Тут и резкие смены дня и ночи, и укусы вампира, не оставляющие следов, и случайные люди в кадре, которых показывают крупным планом, произносящие какие-то «очень важные» реплики с не менее важными лицами, и тут же умирают…

Кстати про умирают. Фильм представляет собой одну очень длинную битву, правда, если например в таком фильме, как «Мы были солдатами» это смотрится, то в таком фильме как «Дракула» не очень. И дело даже не в атмосфере, которую отличным саундтреком пытался создавать Рамин Дживади, и не в декорациях Винтерфелла, которые явно остались еще со съемок «Игры Престолов», а в глобальной глупости происходящего вокруг. Бравый командир, к слову бессмертный и сверхсильный, подбадривал своих смертных и слабых подопечных в стиле «камон плей!», что не вызывало абсолютно ничего, кроме горькой улыбки и сочувствия несчастным воинам… Что касается визуальной части, то несмотря на то, что фильм снят под формат 3D, на постпродакшене создатели явно сэкономили, по этому качество картинки оставляет желать намного лучшего. Вообще – сказать, что фильм сырой, это не сказать ничего.

Dracula: Untold

Дракула и трупы… типичная картина для всего фильма

Почему так получилось? Во-первых, сценаристы Мэтт Сазама и Берк Шарплесс – для обоих «Дракула» лишь первая проба сценарного пера… а во-вторых, для Гари Шора – это первая проба в режиссерском кресле. Поэтому, несмотря на огромные 70 миллионов бюджета, которые, по-хорошему, осели где угодно, но только не в продакшене фильма, картина провалилась в США, собрав лишь 40 миллионов (и это при завышенных благодаря 3D ценах на билеты), правда ей помог международный прокат, который добавил в копилку чуть больше 95 миллионов.

Главная заслуга в том, что фильм вообще окупился, лежит на актерах. Бравого и немного притрушеного Дракулу воплотил на экране любимец женщин Люк Эванс. Справился ли он с ролью жестокого убийцы и любящего отца? Скорее да, чем нет, а если и были откровенно глупые моменты – их можно списать на сценаристов. В который раз подряд в роли антагониста выступает Доминик Купер, впрочем, его роль была в том, чтоб не затмевать Эванса, в чем он отлично и преуспел. Главного же вампира сыграл Чарльз «Тайвин» Дэнс, который даже в неподходящем гриме крут как никто другой. Эванс, Купер и Дэнс, а так же веселящие проколы сценаристов – это пожалуй все позитивные моменты, которые можно выделить в фильме. Впрочем, «Дракула» – кино сугубо развлекательное, которое не претендует на высокие оценки ни от зрителей, ни от критиков, что в принципе фильм и спасает.

Концовка фильма не то чтоб сильно уж разочаровывает, но вызывает, мягко говоря, недоумение, оставляя по себе лишь один вопрос: «ну и зачем все это нужно было?». Идеи в фильме нет, и искать ее смысла особого нет. Но если уж сильно захотеть, то можно притянуть за уши такой вариант: фильм о том, что отец пойдет на все, ради своего сына, а правитель — ради своего народа… ну или такую, более жизненную и правдоподобную: фильм о том, как личная хотелка и неумение договариваться одного человека, по совместительству правителя, привела к неутешительным последствиям, как для него, так и для его подданных.

Итог. «Дракула» — не в меру дорогая инсинуация на достаточно известную тему, которую отправили в 3D дабы окупить немалый бюджет выделенный кино-аматорам. Это фильм, в котором хорошая актерская игра сталкивается с абсолютно неадекватным сценарием, напоминающий, в свою очередь, одну старую истину, что человек всегда хочет как лучше, а получается – как всегда.

Оценка PROKINO: 5 из 10