[Рецензия] Страсти Ноевы?.. («Ной», Noah 2014 год)

noah 2014

Гениально! Я правда ничего не понял…
Из м/ф «Симпсоны»

Снимать на Библейские темы дело в принципе неблагодарное, т.к. тебя в любом случае кто-то да не поймет. И причина тому одна – у каждого вера своя, и интерпретация написанного в Священном Писании тоже своя… Так было и так будет. Десять лет назад, со скандалами и чуть ли не с угрозами личной расправы, по кинотеатрам прошли «Страсти Христовы» Мэла Гибсона с Джимом Кэвизелом в главной роли, сейчас ровно на такую же участь может рассчитывать и «Ной» Даррена Аронофски. Но если в случае с творением Гибсона зритель хотя бы понимал, чего ему ожидать от просмотра, то посмотрев трейлер к «Ною» он останется в блаженном неведении что его ждет…

Сюжет известен каждому еще со школьных лет — человечество погрязло в жестокости, чем разгневало Господа, и он решил его уничтожить. Единственным человеком, которого пощадил Господь стал Ной. Ему в снах пришло видение, что мир скоро утонет, и что его задача спасти каждой твари по паре, чтоб после потопа восстановить все живое на Земле, очистив планету от деградировавшей части человечества…

А начинается фильм, что называется, сначала. Сначала времени, с Адама и Евы и сотворения Земли. Затем плавно переходит к действующим лицам, и где-то в этот момент, минуте на пятой фильма, нас переносят из Библейского мира в мир не такой уж и здоровой фантазии Даррена Аронофски, с героями, которые живут в сером, и, судя по декорациям, постиндустриальном мире, где знают, что такое железные трубы, но понятия не имеют что еда не только бегает по полям и лесам, но ее еще и выращивать можно, а потому человечество крошит друг друга направо и налево ради пропитания (учитывая то, что показано в фильме – потоп этим людям был не нужен, они бы и так вымерли из-за своей глупости). В этом мире так же живут трансформеры падшие ангелы, которые закованы в каменные тела, нарисованные благодаря технологиям, забытым где-то в восьмидесятых. Вообще уровень картинки, спецэффектов и декораций в фильме очень разочаровывает, наталкивая на мысль что это снимал Эмерих прокат фильма в 3D это не более чем способ отбить немаленький бюджет. И на фоне всего этого главный герой со своей семьей отправляется в путь, чтоб взять у своего отца зернышко, из которого за одно мгновение вырастет лес, который в свою очередь Ной вырубит, чтоб построить ковчег…

Ной (2014)

Силуэты — возможно самые сильные интересные кадры за весь фильм

Фильм поделен на две логичные части – до начала потопа и после. И если до начала потопа происходящему на экране еще можно было найти хоть какое-то логическое объяснение (в основном подобным объяснением было что на экране фильм Аронофски и этим все сказано) и ну хоть чуть-чуть, несмотря ни на что, запихнуть в Библейские рамки, то с падением первой капли дождя, когда на экране начали сходить с ума люди, по другую сторону камеры, похоже, начал сходить с ума режиссер.

Жестокость в фильме нарастает с каждым кадром и каждой упавшей каплей дождя, а к концу фильма просто зашкаливая, заставляет зрителя раз за разом задавать себе вопрос «это что вообще было?». Вторая часть фильма, пусть и не такая длинная, как первая, полностью отдана на откуп образу Ноя. Сложно спорить с тем, что образ вышел очень сильный и колоритный, но… Но, в отличии от Библейского писания, Ной, у которого в какой-то момент явно сдвинулась крыша, на полном серьезе считает, что на его плечи выпала судьба уничтожить человечество, и вдруг что пойдет не так, и человечество по какой-то причине хотя бы теоретически может остаться жить – он, Ной, приложит все усилия к тому, чтоб так не случилось…

Ной (2014)

Спаситель или безумец?

Все это медленное схождение с ума главного героя, тяжелая и жуткая атмосфера замкнутого пространства, подчеркивается еще и очень уместным саундтреком Клинта Мэнселла, автора той самой, уже бессмертной, темы из «Реквиема по мечте». Композитору стоит отдать должное – он отлично проникся атмосферой фильма, какой бы она ни была…

Не нужно быть религиозным фанатиком, чтоб понимать, «Ной» Даррена Аронофски имеет к Библии отношение весьма посредственное, рассказывая нам личное мнение и личное отношение авторов сценария к тем событиям. Собственно, помимо Аронофски, над сценарием трудился еще и Эри Хэндел, который уже не впервые работает с Дарреном, как продюсер, а в фильме «Фонтан» так же помогал ему со сценарием. Что касается самого Аронофски, то его фильмы всегда будоражат, и нужно иметь крепкие нервы, чтоб эти фильмы осилить. Чего только стоят его «Черный лебедь» или самая жуткая антиреклама наркотиков всех времен и народов — «Реквием по мечте». Но уровень больной фантазии в «Ное» – это слишком даже для него. Даже руководители студии хотели заставить Аронофски сменить монтаж, чтоб не распугивать зрителей, но в итоге на экраны вышла режиссерская версия, а вот в трейлере, чисто в корыстных целях, весь кошмар фильма был скрыт.

Актеры. Первое что хочется отметить, Рассел Кроу сыграл феноменально. Феноменально настолько, что состояние его психического здоровья оставляет вопросы. Он был шикарен в роли психопата, возложившего без излишних вопросов на себя ответственность за уничтожение человечества, просто веря в то, что так нужно. Главным же антагонистом Ноя был Рэй Уинстон в роли Микки Рурка Тубала, который один за всех олицетворял все то самое ужасное, что было в той версии человечества, и, что удивительно, осталось и в нынешней. Сложно сказать, как бы он справился с ролью, если б вокруг него весь фильм не бегала бы ошалевшая массовка, но в целом, антигерой из него удался. Про Энтони Хопкинса говорить нечего, он как всегда на своем месте и как всегда прекрасен, пусть его и было очень мало. Что касается ролей Дженнифер Коннели которая весь фильм улыбалась безупречной голливудской улыбкой, которая на фоне умирающего серого мира нереально раздражала, и Эммы Уотсон, которая добрую половину фильма проходила в джинсах, то о них сказать нечего. Как и об остальной шушире, т.к. все они меркли на фоне гениального безумия главного героя.

Ной (2014)

Обратите внимание на зубы…

Темп фильма не очень высокий, и, даже когда к тому обязывают события, ускорятся не намеривается, а потому у зрителя есть время хорошенько обдумать, пережить и пропустить через себя каждый эпизод фильма. Вообще, учитывая хронометраж картины, которая всего на пару минут не дотягивает до двух с половиной часов, можно понять злость и разочарование зрителей к концу фильма, т.к. когда казалось что уже все и на экране появятся такие долгожданные титры, фильм и не думает заканчиваться…

Как итог, «Ной» – это очень жестокий и весьма вольный пересказ известных событий в не самой лучшей технической упаковке длительностью в два с половиной часа. И, несмотря на нерв в финальных сценах, несмотря на очень сильную идею, вложенную в фильм, Аронофски уж слишком перестарался с фантазией, показав миру Ноя, которого никто не ожидал увидеть таким, и, если быть откровенным – то многие и не хотели. Фильм оставляет сильное впечатление, заставляет задуматься о сложнейшем выборе главного героя, о его просто колоссальной ответственности за жизни целой человеческой расы, но главное что остается после фильма – это желание перечитать Библию и убедится, что там написано было совсем другое.

Оценка PROKINO: 5 из 10