[2021] Станция одиннадцать (Station Eleven)

Примерно год назад на канале CBS вышла экранизация романа Стивена Кинга “Противостояние”, о супер гриппе и конце человечества. Сериал получился невероятно высокого качества, так что выдержать его оказалось по силам лишь самым стойким. Ну, а так как актуальность темы никуда не пропала, на этот раз уже HBO, для своего стриминга HBO Max решили — почему бы не выпустить под новый год еще один сериал на ту же тему. Ведь у CBS же отлично получилось.

Сюжет

Весь мир накрывает эпидемия смертоносного гриппа. Маленькая Кирстен скрывается от событий в квартире Дживана и его брата — Фрэнка. Мир летит в тартарары, а ее единственным утешением становится комикс “Станция Одиннадцать”, который ей подарил ее театральный наставник Артур Линдер.

20 лет спустя, Кирстен, гастролируя по окрестностям Чикаго в составе театральной труппы “Дорожная симфония”, встречает проповедника, который цитирует тот самый комикс. Тем самым давая Кирстен понять, что прошлое никуда не делось.

Производство

Начать же разбор, пожалуй, стоит с процесса производства сериала. “Станция Одиннадцать” — это экранизация одноименной книги канадской писательницы Эмили Сент-Джон Мэндел. Книга вышла в 2014-м, и права на экранизацию были выкуплены почти сразу — еще в начале 2015-го. До производства же она добралась в конце 2019-го, еще до всем известных событий. В январе 2020-го начались съемки, но через некоторое время были свернуты. К процессу производства сериал вернется почти спустя год, в феврале 2021-го.

Развитие сюжета

Сказалось ли это на сериале? Да! И главное что пострадало — это развитие сюжета. Каждая из 10-ти серий рассказывает свой небольшой кусочек истории. И проблема тут не столько в запутанном повествовании, которое летает из прошлого в будущее целыми сериями и порою даже сложно вспомнить где видел какого персонажа. Сколько в том, что стилистически серии очень разные. Контраст между первой, второй и третьей серией настолько велик, что настроение меняется от “прекрасный сериал” до “да издевательство над зрителями какое-то” и куда-то там обратно. Более того, во второй серии сериал задает вопросы на которые не хочется искать ответы. Потому что единственным и самым громким вопросом после просмотра было: а что я вообще только что посмотрел?

Примерно тогда же становится очевидно, что сериал не про апокалипсис, но, забегая наперед — проблема в том, что серии о нем намного интереснее. И да, можно возразить, что мол создатели были ограничены книгой. Я книгу не читал, но если верить многочисленным отзывам — сериал далеко ушел от первоисточника. Да и по хорошему, невооруженным взглядом видно, что его снимали в разное время абсолютно разные команды. И это очень сильно влияет и на восприятие и на отношение к сериалу.

Визуал

Вероятно по этой же причине пострадал и визуал. И опять таки — некоторые серии сняты прекрасно. Операторская работа, постродакшен — все на высшем уровне. А некоторые как будто снимали на мобильный телефон, и без обработки отправили в продакшен. Притом сериал часто пытался использовать и центрирование кадра, и золотое сечение, и разбитие кадра на трети, но в девяти из десяти случаев умудрялся сделать это не правильно. Хотя вполне вероятно, что это не вина операторов, которые снимали, а монтажеров, которые подрезали кадр по своему усмотрению. При том, что я в основном не цепляюсь к операторской работе — тут мой внутренний перфекционист то и дело офигивал от увиденного.

Саундтрек

Но давайте о хорошем. Что в сериале действительно порадовало — это саундтрек. Он действительно тут был очень хорош и в тему.

Идея

Я хотел выпустить видео еще до нового года, но как всегда HBO Max растянул выход серий и пришлось ждать финальной дабы понять что сериал хотел сказать. Так вот, в чем сериал силен, так это в идейной составляющей. “Станция Одиннадцать” достаточно быстро отходит от парадигмы сериала про апокалипсис и выживание, и не менее быстро превращается в сериал человечестве и нематериальных ценностях. 

К слову, даже серии о аппокалипсисе почти не трогали тему выживания, а скорее того, каким будет человечество после всего этого. Главный лейтмотив сериала — “Жизнь продолжается”. И не важно — были ли герои свидетелями апокалипсиса или нет, пытаются ли они сохранить частичку мира “до” или у них нет никакого “до”. Для всех жизнь продолжается. И в этой самой жизни, из которой разом пропали почти все материальные ценности, главной ценностью стало творчество. Творчество — соединяющее звено. Прошлое и настоящее. Настоящее и будущее. Мне понравилось как в сериале ставится знак равенства между гением Шекспира и попсовым блокбастером ‘День независимости’. Просто чтобы показать, что через годы уйдет контекст, но останется творческое наследие. Каким бы оно не было.

К слову о наследии. Не обошлось тут без иронии. Книга, она же “Станция Одиннадцать”, напечатанная всего в паре экземпляров, которая была написана одной из героинь и не планировалась для продажи, стала чуть ли не главной литературой всего постапокалиптического человечества. 

Впрочем, еще одним моментом, который отлично показал сериал — это то, что творчество может быть не только отдушиной или спасением, но и пророчеством. Точнее, если сами герои наделили его такой функцией, дабы заполнить пустоту в жизни и душе. И к слову именно этот момент, как мне кажется, в сериале раскрыт лучше всего. Особенно в финальной серии. Творчество — один из самых прекрасных аспектов жизни, но не сама жизнь. Герои сериала, которые по тем или иным причинам увидели в творчестве большее, чем оно есть на самом деле, теряют родных, рушат семьи или сходят с ума. 

Но творчество — не единственная тема сериала. Между строк, он раскрывает вечную проблему отцов и детей, принятия не только неизбежного будущего, но и наследия прошлого.

Герои

В принципе можно рассказать еще и о героях и сделать это видео неприлично долгим. Но, дабы вас сильно не утомить — могу сказать только то, что герои раскрываются отлично именно благодаря идеям сериала. Единственный герой, который как по мне, не имел ни нормальной мотивации ни нормального раскрытия — это пророк. Я так и не понял за счет чего и для чего он собирал вокруг себя детей. Да и в принципе — в чем был смысл его секты? Комикс цитировать? Ну такое если честно. 

Создатели

Пара слов о создателях. Шоураннером сериала является Патрик Соммервиль, который в свое время подарил нам слегка нудноватый, но крутой сериал “Маньяк” и не столь нудный сериал “Создана для любви”. Опять таки, в сериале чувствуется рука Соммервиля, неспешность и многогранность, и если бы та самая эпидемия не вторглась бы в процесс продакшена, то сериал, как по мне, получился бы намного лучше. 

Оценки

Впрочем, с оценками тут проблем вроде бы нет. Высокие 7.7 на imdb, на rotten tomatoes высокие 100% от критиков на старте, и не менее высокие 98% по окончании. Но я выбьюсь из общего хора однобоко восторженных отзывов. Многие привыкли, дабы не ударить в грязь лицом, хвалить все подряд где прорастают задатки хотя бы какой-то идеи. Со “Станцией Одиннадцать”, мне кажется, та же история. Да идей много, да снято местами отлично, но все настолько вразнобой, что тяжело сложить единую картину. Я люблю неспешные сериалы, но дальше первой серии и вспышки в третьей сериал откровенно нудный, хотя явно не предполагал таким быть.Я где-то, не помню уже где, прочел отличный комментарий об этом сериале: можно было сделать хорошо, но сделали плохо. Я же не согласен что прям плохо. Но можно было лучше. Намного лучше.