[Обзор фильма] «Полночное небо» (The Midnight Sky, 2020)

Сюжет

“Полуночное небо” — это фантастика от Джорджа Клуни, рассказывающая о смертельно больном ученом Августине Лофтхаусе, который отказался эвакуироваться с арктической станции во время некоего техногенного катаклизма. 

Через некоторое время, он узнает, что на Землю возвращается космическая миссия “Эфир”. Лофтхаус пытается предупредить космонавтов о том, что садиться на Земле нельзя т.к. это верная смерть. Но мощностей антенны на станции не достаточно, чтоб связаться космическим кораблем. 

В это время Августин встречает на станции девочку Айрис, которая, вероятно потерялась после эвакуации. 

И Лофтхаус решает, что единственный способ спасти космическую миссию — это отправится на ближайшую станцию с более мощной антенной. Но смогут ли старик и девочка пройти огромное расстояние по снежной пустыне?

Изюминка фильма

Чем меня заинтересовал фильм. Во первых — я давненько не видел Джорджа Клуни на экране, и никогда не видел его режиссерских работ. Ну, полностью не видел. Ладно, я не осилил ни одну его режиссерскую работу. С чего я взял что тут что-то будет лучше? Вот тут появляется во вторых. С дорогими фильмами в этом году все не так чтоб очень хорошо. Большие студии не особо радовали. Радовали в основном Netflix и AppleTV+. Но и опять таки, не так чтобы очень. А “Полуночное небо” обещало быть достаточно масштабным. Получилось ли? Если верить оценкам — там все очень плохо. Но я оценкам не поверил и посмотрел. И да, докопаться там есть к чему.

Что не понравилось

  • И первая проблема фильма — это темп. Он не то чтоб размеренный… Он ну оооочень размеренный. Ладно, фильм просто нудный. До ужаса. Все происходит настолько медленно, что увлекшись деталями какой-то сюжетной линии, можно запросто забыть что там было в другой. 
  • И кстати про сюжетные линии. Проблема фильма номер два — это сценарий. Нет, он не так уж плох, но при просмотре у меня сложилось впечатление, что сценарий был написан четко по учебнику каким-то отличником. Акты подогнаны идеально, герои прописаны, мотивации понятны… в общем, в теории сценарий достаточно неплох. Но теория, как всегда, разбивается о практику. Потому что крайне сложно, как мне кажется, выжить на морозе после купания в ледяной воде. А в космосе, учитывая что это военные, есть такие штуки протокол и субординация. Ну и я конечно не эксперт, но сигнал тревоги должен предупреждать об опасности, а не констатировать ее наличие. В общем все вот эти мелкие огрехи очень сильно портят впечатление. Но больше всего расстраивает тот момент, что одной из сюжетных веток не хватило на весь фильм, в результате чего в третьем акте идет явный перекос. Более того — перекос настолько сильный, что кажется что ты смотришь уже совсем другое кино. 
  • И вот тут вылазит проблема номер три. И это чувство дежавю. На протяжении всего фильма, я ловил себя на мысли, что все это уже видел в разных фильмах. Все эти действия и повороты сюжета. Даже героев некоторых видел. Именно этот момент называют главной проблемой фильма — он не показывает абсолютно ничего нового. И тут крыть нечем, это действительно так.

И если честно, я далек от мысли, что этот фильм идеален. Но он явно не заслуживает той оценки, которую ему выставили на Rotten Tomatoes и imdb. К слову, будучи занудным человеком, я решил залезть в разбивку по оценкам и возрастам. И меня удивило, что больше половины зрителей считает что фильм выше среднего, т.е. 6 баллов и выше. Данную статистику я показал для того, чтоб увидев рейтинг вы не бросались бежать от фильма, т.к. вероятность того, что он вам понравится, вне зависимости от возраста, примерно 50 на 50. Как в принципе и того что он вам не понравится.

Что понравилось

  • И первое, что бросается в глаза — это картинка. Визуально фильм просто идеален. Окей, там было пару огрехов связанных со спецэффектами, но тем не менее — визуал это самая сильная сторона фильма. Притом качество визула не проседает ни в размеренных и медленных сценах, ни и в динамичных, что в принципе редкость. Ибо, в зависимости от направления фильма, на картинку часто забивают или в динамике, или при обрисовке экспозиции. Способствовало всему этому — просто отличная операторская работа Мартина Руе, который уже не первый раз работает на проектами Джорджа Клуни. В общем — если вам кино вообще не понравится, по крайней мере визуал вас уж точно порадует. 
  • Как в принципе радует и отличный саундтрек от дважды обладателя премии “Оскар” Александра Десплы. Саундтрек отлично подчеркивает достаточно приятную, а к концу фильма еще и достаточно трогательную атмосферу. Дабы не быть прям сильно серьезным — атмосфера периодически разбавлялась шуточками. Так что если фильм вас уж сильно загрузит разок-другой вы все таки улыбнетесь. Наверное.
  • Третий и очень важный плюс как по мне — это герои. И да, я ранее говорил, что сценарий слегка не доработан в части субординации, но в остальном герои вполне себе прописаны. У каждого есть история, которая раскрывается в течении фильма, по ходу фильма герои меняются в зависимости от полученного опыта. Т.е. это не бегающие и немотивированные картонки.
  • И да, в некоторых моментах герои ведут себя не совсем логично с точки зрения холодного расчета, но это было сделанно намеренно в угоду идеям фильма. И вот тут, как мне кажется, фильм раскрывается по полной. Все события и “нелогичные” решения героев вкладываются в одну простую идею — нет ничего важнее семьи. И вот сейчас будут очень большие спойлеры. Готовы? Несмотря на то, что данная идея большую часть фильма не очевидна, но тем не менее, в концовке пазл полностью складывается. Августин, который потерял свою семью из-за работы не видит смысла в спасении. Фильм как бы говорит — без семьи нет жизни. Но в какой-то момент Августин видит что миссия “Эфир” еще не прибыла на Землю. Миссия, в которой находится его дочь. В этот момент и появляется маленькая Айрис. Его дочь, которую он видел краем глаза лишь однажды. Айрис не говорит. Не говорит, потому что он ни разу не слышал голоса своей дочери. И Августин понимает, что возвращение дочери на Землю грозит ей гибелью, поэтому разменивает спокойную жизнь на станции, которая рано или поздно закончится его смертью, на попытку спасти дочь. Еще раз. Августин не понесся через снега, чтоб спасать какую-то миссию до которой ему нет дела. Он пошел спасать свою собственную дочь. И именно в этом и состоит управляющая идея фильма — без семьи у человека нет смысла в жизни и он тихо умирает, но если у него есть семья — он будет за нее бороться даже тогда, когда шансов почти нет. Именно этим объясняется то самое “нелогичное” поведение двух героев, которые в итоге выбрали смерть на Земле рядом со своими семьями взамен жизни на далекой планете. Собственно Августин, который проделал долгий путь ради спасения дочери, мотивацию космонавтов понял сразу. Тут вновь сработала та самая идея — без семьи нет жизни. Именно об этом фильм “Полуночное небо”. Это не фильм о космической миссии, конце цивилизации или приключениях старика на засыпанных снегом равнинах. Это фильм о семье и ее важности для человеческой жизни.

Итог

Шикарный визуально и достаточно глубокий идейно, атмосферный и достаточно интересный фильм, который, правда может разочаровать полнейшим отсутствием какой либо новизны, глупейшими ляпами в сценарии и очень и очень медленным повествованием.
Лично мне фильм понравился, так что я вхожу в ту треть зрителей которые поставили фильму 7 и выше. Думаю, что если бы сценарий немного доработать: сократить минут на 20, убрать глупые ляпы и повторы подобных картин — нас бы ждало нечто очень и очень крутое. Мне кажется, что фильм явно пытался стать чем-то вроде “Интерстеллара”. Но не получилось.