[Рецензия] Все в мире относительно («Крик 4», Scre4m, 2011 год)

scre4m (2011)

«Свободное падение — движение по инерции»
Одно из следствий «Общей теории относительности» А.Эйнштейна

«Крик 4» ждали. И ждали сильно. Проблема лишь в том, что ждали его не позже 2002 года… Вероятно тогда, когда «крикомания» была на пике популярности и каждая серия ужастика собирала кассу, которая и не снилась остальным представителям этого жанра (к слову, и по сей день не снится), фильм, даже в таком виде, в котором он вышел сейчас, был бы актуален. Но, не смотря на то, что он вышел, получился он весьма многострадальным. Мало того, что дата релиза сначала была назначена на 2007 год, затем на 2009, но фильм вышел только весной 2011. Но это не главная беда, пример «Звездных воин» показывает – фаны могут ждать даже десятилетиями. Была еще одна проблема. И проблема эта – сюжет. Все дело в том, что за два продолжения «Крика» сценаристы умудрились перекромсать всех выживших из первой части, за исключением главной тройки: Сидни, Гейл и Стью. Так же, уже третья часть показала, что фантазия тендема Крейвен — Уильямсон исчерпалась, и, несмотря на то, что фильм был весьма смотрибельный и, при всем уважении к его кассовым сборам, сюжет казался «высосанным из пальца». Наверно поэтому на подготовку очередного продолжения ушло 10 лет.

Итак, со времени событий в Голливуде, которые произошли на съемках фильма «Удар ножом 3», прошло 10 лет. Сидни Прескотт, переосмыслив свою жизнь, решает избавиться от комплекса жертвы и обрести новую, спокойную, жизнь. Она пишет книгу, которая в момент становится бестселлером, и с презентацией, в день годовщины убийств, приезжает в родной город – Вудсборо. Она останавливается в доме своей тети, Кейт Робертс. Но не видать Сидни спокойствия, т.к. не все рады ее возвращению. «Убийца в маске» вернулся на улицы Вудсборо, только теперь Сидни Прескотт не главная мишень…

Чем примечателен всегда был «Крик», так это неприкрытым стебом над фильмами ужасов. В каждой части нам рассказывали о том, как должен действовать «классический убийца» в той или иной ситуации. Место «знатока» и в первых двух частях занимал Ренди Микс, в третьей, он был в виде видеообращения. Как вернуть Ренди, да еще и после 10 лет «простоя», Крейвен-Уилльямсон так и не придумали, поэтому заменили его на сразу двух рассказчиков – лузеров  Робби  и Чарли. Правда, эти два умельца, не в обиду им сказано, абсолютно не похожи на помешанных на «ужастиках» подростках, каким был Ренди, да и главные «герои» первых двух частей: Билли, Стью и Микки. Одним словом, или игра совсем юных Джейми Кеннеди (Ренди), Скита Ульриха (Билли), Мэттью Лилларда (Стью) и Тиммоти Олифанта (Микки) была на порядок выше, или Рори Калкин (Чарли) и Эрик Кнудсен (Робби) с ролями не справились. Или же такие нынче фанаты фильмов ужасов…

Но правила современных ужастиков были подмечены создателями весьма верно. Сиквелы уже не модны, а модны ремейки. И правда, ведь создается впечатление что Голливуд помешался на перезапуске популярных проектов. Тут вам и «Кошмар на улице вязов», и «Пятница 13», и «Хеллоуин». Но вот что не указали в «Крике», так то, что каждый ремейк на порядок, или даже два, хуже оригинала («Пятницу 13» это касается в первую очередь).

Итак, получается, создатели «Крика 4» предлагают нам вспомнить события самого первого «Крика» (а прошло немного, ни мало – 15 лет) и провести между ними параллели. Главная героиня – молодая девушка (двоюродная Сидни – Джилл Робертс) и ее подружки, каждая со своим виденьем жизни и будущего, сталкиваются с охотящимся на них маньяком в маске. Сидни, в свою очередь подозревает парня Джилл. Неужели все повторится, как и 15 лет назад? Только убийцы на этот раз изощреннее. Они не просто убивают, они снимают свою «ремейк» версию событий пятнадцатилетней давности в Вудсборо.

Забегая на перед, не бойтесь, спойлеров не будет, но можно сказать что финал немного удивил, и, вообще, был наверно самой яркой частью фильма. Не точто бы в предыдущих частях фильма финал был не такой яркий, просто во второй и третей части, а тем более в первой, было на что посмотреть кроме финала…

Что еще понравилось в фильме, так это один из первых эпизодов (начало фильма «Удар ножом 7»). Монолог девушки у телевизора, о сиквелах, трилогиях и прочей лабудени, которая обливает грязью все невнятные и портящие фильмы продолжения, вызывает восторг и кривую ухмылку. «Крик» все больше и больше высмеивает не только все ужастики, как это было ранее, но и сам себя, превращаясь из культового хоррора с элементами комедии в черную сатиру, с элементами ужасов.

Scream 4

Анна Пекуин и Кирстен Белл

А вот что не понравилось, так это предсказуемость и глупость сюжета. Нет, речь не о «правилах ремейка» и о том, что, кто был убийцей, было понятно с самого начала. Отнюдь. Просто если кто-то появлялся на экране, кроме главных героев, больше чем на 1-2 минуты, его обязательно убивали. Так же очень интересно, где была сестра матери Сидни 15 лет назад? Почему в первых трех частях о ней не было сказано ни слова? В общем, еще один элемент сюжета «взятый с потолка».

Создателей же лишний раз представлять не надо. Они остались те же, что и раньше. На режиссерском мостике незаменимый мастер ужасов – Вес Крейвен, сценарий написал, как и ранее, Кевин Уильямсон. Кстати, примечательно, но для Крейвена «Крик» остался последней придуманной им хоррор-франшизой, которая избежала, так сказать, «хирургического вмешательства», под названием – ремейк. Хотя у многих есть уверенность, что разговоры о настоящем ремейке оригинального фильма велись, что, вероятно и затянуло выход четвертой части.

Теперь актеры. Вот тут зрителя ждало явное разочарование. Ранее все части «Крика» отличались наличием целого ряда или уже звезд, или молодых и перспективных. Причем перспективы эти были видны невооруженным взглядом. Тот же Джошуа Джексон, который появился в одном (!!!) эпизоде «Крика 2» довольно сильно впал в память, теперь является одним из самых дорогооплачиваемых актеров на ТВ. Тоже самое касается и Ульриха, и Олифанта, и других. Возможно это всего лишь личное мнение, но смутно верится в будущий успех такой актрисы как Эмма Робертс (сыгравшая кузину Сидни) или Хайден Панеттьери (сыгравшая красивую дурнушку).

Scream 4

Вообще, помимо «трех китов» Крика: Кемпбелл-Аркетт-Кокс, в фильме, из известностей, присутствовала лишь Мэри МакДоннелл, которую зритель может помнит по таким фантастическим гигантам, как «День Независимости» и «Звездный Крейсер Галактика». Так же немного впечатлила «вечно перспективная» Кирстен Белл, хоть у нее и был только один эпизод, но, есть надежда, что он будет такой же, каким был эпизод в «Крике» для Джексона.

В свое время дядюшка Эйнштейн сказал: все в мире относительно. Тоже самое, можно сказать и о «Крике 4». Он смотрится легко и просто, но предсказуемо. Концовка в фильме удивила, но можно было и лучше. По этому, относительно всех новинок в хоррор-теме – «Крик 4», однозначно, один из самых успешных (если не самый успешный) фильмов года, но относительно «Криков» вообще – часть 4 – самая слабая.

Хотя можно было и лучше. Намного лучше.

Оценка PROKINO: 7 из 10