[Рецензия] Блуждающие во тьме («Звездный путь: Возмездие», Star Trek: Into the Darkness, 2013 год)

Star Trek: Into The Darkness 2013
Стучите и вам откроют

«Звездный путь: Во тьме». Именно так, пусть и не совсем кровожадно, переводится название фильма, а отнюдь не «Возмездие». «Возмездие» со Стюартом и Харди выходило в далеком 2002-м и провалилось в прокате… впрочем, беседа не о том.

Вообще – второй «Путь», после успехов первого, очень даже ждали. Хотя бы тем, что «Звездный Путь» смог превратиться из чисто фанатского продукта в массовый и не потеряться на фоне «зубров» фантастики вышедших в 2008-2009 году (а их было предостаточно). Другой вопрос – чего ждали от второго фильма? Больше эффектов, больше экшена, закрученный сюжет, да и ультрамодный ныне Кембертбетч в роли злодея тоже вдохновлял… Все ли получилось?

Сюжет. С момента первой части прошло некоторое время. Кирк руководит Энтерпрайзом в своем духе – безшабашно и нарушая все возможные и невозможные нормы устава. Заканчивается все тем, что Спок подает на капитана рапорт, и Кирка отстраняют от командования, передав Энтерпрайз обратно капитану Пайку, а Кирка понизив до его помощника.

Тем временем в Лондоне происходит огромный, по масштабам разрушений теракт, организатором которого является некий Джон Харрисон. Что нужно террористу – неизвестно. Высшее командование флота, включая капитанов звездолетов и их помощников, собирается на совещание, даже не подозревая, что главная мишень – это они сами. Харрисон атакует их и скрывается за пределы нейтральной зоны. Любой корабль Федерации, пересекший границу Нейтральной Зоны, по факту, объявляет войну клингонам. Для того чтоб преследовать террориста нужна необычайная храбрость, или необычайное безрассудство. Другими словами — Джеймс Т. Кирк. Он требует вернуть ему корабль и команду, чтоб броситься в побег за Харрисоном. Вот только вопрос – Харрисон псих и безжалостный убийца, или все же гений, спланировавший все с первого по последний шаг?

Учитывая с чего начался первый «Звездный Путь», тут ожидалось нечто подобное. Но, на удивление в этом удовольствии зрителю было отказано. Какая-то непонятная, не несущая под собой почти никакого смысла сцена с гашением вулкана на неизведанной планете – лишь дань уважения оригинальному сериалу, и, небольшое оправдание создателям, которые «миротворческую миссию» Энтерпрайза превратили в сплошной боевик. Затем события все замедляются и замедляются и замедляются… Несмотря на несколько вспышек активности первые полтора часа (!!!) в фильме наблюдается весьма рваный темп, и лишь в последние пол часа Абрамс выдал нагора отличный фантастический экшн.

Что касается атмосферы, то тут создатели вероятно не думали очень много. Визуализация стала немного мрачнее, суровее. Но это отнюдь не плохо. Некоторые эпизоды, особенно при просмотре фильма в IMAX просто завораживают. Чего только стоит падение огромного звездолета в воду. Главное отличие визуального ряда – он стал еще детальнее и продуманнее.

Не обошли метаморфозы и основных героев. Очень приятный факт что создатели, что бывает крайне редко, прислушались к фанам. Джеймс Тиберий Кирк наконец стал похожим на самого великого капитана в мире научной фантастики когда либо попавшей на экран; Спок почти полностью подавил свои эмоции; Боунс начал откалывать шуточки на право и на лево; Чехов из гения превратился в просто очень смышленого паренька; Ухура из местной секс-бомбы превратилась в офицера звездного флота, а Сулу наконец стал просто отличным пилотом… ну и спасибо Скотти, что остался самим собой. По факту все изменения были незначительны, как то ярко выраженные бакенбарды Кирка и небольшой намек на его кучерявость, но их так не хватало в первой части.

Star Trek Into the Darkness

Серьезный Джим Кирк

Сборы. Как и прогнозировалось – фильм себя окупил. Фильм, скорее всего, подберется к отметке в 500 миллионов, что и не мудрено с такой PR кампанией. Да и создатели – Абрамс, Орчи и Курцман, которые не сменились с первой части, в принципе редко делают некачественный продукт.

Актеры. Так уж вышло, что у Бенедикта Кембертбетча все судьбоносные роли начинаются на «Х»: Хокинг, Холмс… и вот теперь Хан (он же Харрисон). Но будет ли она такой же запоминающейся? Вопрос спорный, ведь его игра была весьма неоднозначна. Оригинальный Хан в исполнении Рикардо Монтальбана сначала в сериале, а затем и в бесспорно лучшей части эпопеи – «Гневе Хана», вызывал исключительно негативные эмоции… а вот Хан в исполнении британской звезды получился слишком интеллигентным и не вызывающим антипатию, его цели и идеи не кажутся абсурдными, а его стремления честны и праведны… Другими словами – к концу фильма очень тяжело определиться – кто злодей то?

Benedict Cumberbatch in "Star Trek: Into the Darkness" (2013)

Хан в исполнении Кембербетча

Актерский состав основных персонажей не сменился, а учитывая, что они стали больше похожи на самих себя, можно заново оценить и актерскую игру. Первый, кто вызывает «недоверие» — Закари Куинто. Спок спокойный и безэмциональный выглядит излишне наигранно и уже не так убедительно, как в первой части. А вот Пайн наоборот, стал больше походить на оригинал – внешностью, жестами, игрой. В некоторых моментах даже казалось что на экране молодой Уильям Шатнер. Подогнав под оригинал характеры остальных героев, создатели, что закономерно, подогнали под оригинал и их время нахождения на экране. Выход нашелся простой. Чтоб дать им хоть чуточку время на экране – в фильм добавились несколько не совсем уместных по сюжету сцен. Это было ярко видно ближе к концу, когда целую сцену выделили Зои Салдане, хотя в сюжет она не очень то и вязалась. Тоже можно сказать и про Саймона Пегга и его Скотти, и про Антона Ельчина и его Чехова.

Что касается остальных героев – то совсем непонятно зачем в фильм была приплетена толи любовная история, толи просто девушка, которая должна была попасть в кадр в одном лишь нижнем белье, но если из фильма взять и вырезать Кэрол Маркус, то… то ничего не случится абсолютно. Можно, конечно же, бесконечно миловаться ею (а точнее актрисой Элис Ив), но зачем этот персонаж в фильме смогут понять только совсем уж преданные поклонники «Пути». Ну, а у Питера Уэллера — адмирала Маркуса, отца Кэрол и, по совместительству, главнокомандующего всем звездным флотом, на лбу было написано, что отправляя Кирка в пасть к клингонам, он не особо ждет его назад.

Star Trek: Into the Darkness

Кэрол Маркус и Джим Кирк

Ближе к концу фильма, когда вся болтовня была позади и начался настоящий «Звездный путь», было понятно – фильм удался. Создатели выслушали поклонников сериала и сделали для них идеально выверенное кино с их любимыми персонажами. После просмотра «Звездный Путь: Возмездие» уже нет гнетущего чувства, что за красивой картинкой забыли о важных ценностях оригинальных фильмов. Но так или иначе, когда начинаются титры, так и хочется спросить «и это все?».

Учитывая, что сам сюжет фильма очень напоминает 22-ю серию первого сезона оригинального сериала, а так же введение в фильм Кэрол Маркус дают возможность смело предположить, что нас ожидает продолжение, не много ни мало, а ремейк «Гнева Хана». А вот это та высота, которую так легко не взять.

Оценка PROKINO: 7 из 10