[Рецензия] Аллегория («Кэрри» / «Телекинез», Carrie 2013 год)

carrie 2013
Свинье свиная кровь

Фильмы по Кингу снимают по разному. Кто-то с дотошностью переносит каждое слово короля ужасов на экран, дабы не разозлить фанов великого и ужасного, ну, и, само собой, наварить на этом денег… кто-то пытается уловить дух книги, додумывая за самого автора, но, несмотря на то, что такие фильмы получаются неплохими, фаны Кинга их не жалуют (привет «Тайному окну»)… Кому-то удается уловить и дух книги, и не потерять деталей. Это идеальный вариант, но удавался он лишь дважды и лишь Френку Дарабонту… Есть и четвертый, самый распространенный, когда всякая идея, вложенная Кингом тонет в куче придуманной сценаристом ерунды…

И перед каждой премьерой фильма «по роману Стивена Кинга», гадаешь – какой же вариант на этот раз? Учитывая поделку десятилетней давности, к которой умудрились даже сиквел снять, да и в принципе уровень кинематографа, который за 2013-й год «утопил» уже не одну хорошую книгу, надежды на то, что «Кэрри» будет толковым фильмом, оставалось мало… Что ж, давайте посмотрим что получилось!

Сюжет. Кэрри Уайт обычная девушка, из обычного городка, с не совсем обычными проблемами –мать ее религиозная фанатичка, ее не любят сверстники, и постоянно над ней смеются… И, как некстати, в один из очередных моментов унижений, она открывает в себе способности к телекинезу. Только что делать с этим даром?

Тем временем близится выпускной бал. Одна из «популярных» школьниц, Сью Снелл, чувствуя вину за издевки, уговаривает своего парня, Томми, пойти с Кэрри на выпускной… Томми нехотя, но все таки идет на уступки и приглашает Кэрри, которая, так же нехотя, хотя нет, скорее боязливо, соглашается. Но, ни Кэрри, ни кто либо другой, не знали чем все это закончится…

… а начинается фильм со сцены рождения самой Кэрри Уайт. Можно сколько угодно говорить – что природно, то не безобразно, но с первых кадров показывать истошно вопящую Джулианну Мур из которой вылазит ребенок… Без комментариев в общем… И помимо опасения, что создатели нагло подменят понятие «ужасы», понятием «мерзость», приходит осознание, что сценарий полностью запорол очень сильную оригинальную затравку из книги…

Собственно о книге – она, помимо самой Кэрри Уайт, весьма подробно описывает истории и Сью Снелл, и Томми Росса, и антигероев – Билли Нолана и Крис Харгенсен. Но сценаристы пошли другим путем.  В этом фильме все истории, помимо основной, фактически полностью удалены, оставив лишь несколько эпизодов, и то, только если они влияли на основную историю. Вместе с историями потерялись и герои. Крис показалась истеричкой, а Билли, который по книге просто олицетворение всех на свете злых подростков, которые творят что хотят не боясь ответственности, превратился в истеричку под стать Крис… Ну, а про Сью Снелл вообще приходится забыть, несмотря на то, что добрая часть рассказа должна вестись именно от ее имени, экранного времени у нее не так уж и много, да и ее героиня кажется глупой, скучной, ее действия и мотивация не понятна, не говоря уже о том, что у нее на уме (да и разбираться в этом, по правде, зрителю вряд ли захочется)…

Carrie (2013)

Хлоя совсем не выглядит несчастной, как должна бы… а вот от Джулианны Мур так и веет сумасшествием

 

Книга «Кэрри», написанная Кингом в 1974-м году, уже имела две экранизации и прицепленный сиквел ко второй (зачем?!?), так что творение Кимберли Пирс в любом случае не могло избежать сравнений. Учитывая простоту сюжета, главной составляющей экранизации является именно дух книги, его моральная и идейная составляющая. И тут, на удивление, создатели не сплоховали. Фильму, при всей дали персонажей от литературного источника, прекрасно удалось перенести на экран переживание загнанной в угол девочки, и ярость, которая выплеснулась в конце. Конечно, сцена с баллом была очень урезана и далека от той, которую можно было ожидать (как, в общем то и в почти «оскароносной» Кэрри 1976-го года). Основной акцент фильма сделан даже не на отношении девочка-одноклассники, а на отношении с матерью, персонаж которой был раскрыт на все сто процентов. В какой-то момент даже кажется, что и линию с телекинезом из фильма вырезали, т.к. она явно в фильме не основная…

Отдельно хотелось бы отметить Марко Белтрами за отличный саундтрек, который подчеркивал именно то, что нужно, добавляя фильму жуткую атмосферу и привнося в отдельные эпизоды такие необходимые краски.

Carrie (2013)

В свинной крови…

Сборы фильма так же довольно не плохие. Фильм только за первый прокатный уик-энд в США погасил половину затрат, да и в мире картину тоже жалуют. Фильм давно окупился, а сейчас уже работает в плюс. До 100 миллионной отметки фильм вряд ли докочует, но, для Кимберли Пирс, «Кэрри» оказалась самым кассовым фильмом в карьере. Кто знаком с ее творчеством, а именно с очень сильной драмой «Парни не плачут», поймет, что «Кэрри» — это фильм именно Кимберли Пирс, с небольшим сюжетным налетом от Стивена Кинга, а не наоборот, как это часто бывает. Все, абсолютно все в фильме, отдано на откуп драме, а не мистике (впрочем «Кэрри» даже в «бумажном» варианте ужасами никогда не была).

Актеры. Учитывая, что с персонажами сделала Кимберли Пирс, особой разницы кто будет играть в фильме, за исключением двух главных ролей, не было. Но, если Джулианна Мур на роль подошла великолепно, сыграв настолько круто и естественно, что можно задуматься о психическом состоянии актрисы, то Хлоя Грейс Морец однозначно худший выбор на роль Кэрри Уайт, из всех возможных. Нет, актриса она действительно хорошая, но она совсем не похожа на загнанную девочку. Однозначно, она выжала из себя все, что могла, но, вспоминая Шарлиз Тэрон в фильме  «Монстр», понимаешь, что можно было лучше.

Фильм заканчивается школьным балом, во время которого всем известная сцена обливания Кэрри кровью, зачем-то, повторяется трижды. Вероятно для пущего эффекта. В остальном она проходит быстро, и немного скомкано…

Но, несмотря на запоротую концовку, запоротое начало и запоротых всех персонажей, помимо двух главных, фильм «Кэрри» оставляет, в целом, приятное впечатление. Кимберли Пирс четко уловила настрой и дух книги, и не стала делать поверхностную экранизацию, за что ей огромное спасибо. Пусть для этого и стоило пожертвовать многими моментами из книги. Главное что удалось, так это передать реальный смысл написанного, а именно отношения среди подростков, между матерью и дочерью, и что любому терпению приходит конец…

По итогу можно сказать, что «Кэрри» — это не фильм ужасов, а очень тонкая и тяжелая драма о человеческих судьбах, телекинез в которой не более чем аллегория…

Оценка PROKINO: 8 из 10