[Рецензия] Ночь. Харди. BMW («Лок», Locke, 2013 год)

locke 2013

Я принял решение!

Есть фильмы, отдельная категория фильмов, которые сняты в замкнутом пространстве, в которых главный герой один — это диалог. Героев может быть один или два, или больше, место может быть каким угодно (хоть гробом, как в «Погребенном заживо» с Райаном Рейнолдсом), но все равно главным остается диалог, и диалог этот в первую очередь с самим собой. Чем выделится из всей этой компании «Лок», и нужно ли ему выделяться, а главное, каково это полтора часа смотреть на Тома Харди, колесящим по дорогам Великобритании? Давайте узнаем!

Сюжет. Айван Лок — простой строитель, отвечающий за закладку фундамента. Завтра одно из самых важных событий в его карьере (жизни?) — заливка самого масштабного фундамента в Европе! Но Айван, внезапно для семьи, коллег, и, похоже, даже для себя самого, срывается в дорогу… Что произошло? Ради чего он готов поставить на карту свою многолетнюю (идеальную?) карьеру? И главное, куда приведет его ночная британская автострада?

А начинается все со стройки, точнее с главного героя, который ее покидает, садится в машину, свой BMW (да, в фильме много раз акцентируют на то, что машина именно BMW, впрочем, даже если и можно обвинить создателей в том, что они сняли полуторачасовой рекламный ролик для автокомпании, то сделали они это со вкусом), набирает номер… и понеслась! Все полтора часа фильма Лок не прекращает говорить, и если не говорит по телефону, он обращается к своему отцу (которого само собой в машине нет). Сложно сказать, что темп фильма очень уж высокий, но от него буквально невозможно оторваться.

Конечно, фильм перегружен деталями, и поначалу это сильно раздражает (особенно если зритель не в зуб ногой в вопросах марок бетономешалок для закладки фундамента), но со временем создает неописуемое ощущение реальности происходящего, что является огромным (может даже главным?) плюсом фильма. Но Лок говорит не только о бетоне, нет, все разговоры (в том числе и на рабочие темы), пропитаны поисками ответов на самые сложные вопросы, которые человек задает себе на протяжении всей жизни. Стоит отметить и то, что фильм хоть и философствует на «вечные» темы, но делает это, в отличие от многих, на понятном зрителю языке. Он очень честный, в первую очередь с самим собой, и каждый раз, когда на зрителя накатывает волна сочувствия к главному герою, которого разрывают на части бесконечными звонками, он раз за разом напоминает, что герой сам виноват, он сам ошибся, и сам привел себя в ту ситуацию, в которой он сейчас находится. Главный же акцент фильма делается именно на ошибке, это, можно сказать, лейтмотив фильма. Лок раз за разом повторяет, что он ошибся лишь раз, но эта «трещина» может уничтожить абсолютно все…

Locke 2013

Обреченность…

Помимо реальности, фильм еще и очень атмосферный. В этом, пожалуй, его огромное достоинство. Фильм создает просто неповторимое ощущение замкнутого пространства там, где по идее его нет и быть не может (это не гроб, или телефонная будка, где тебя на прицеле держат, это все-таки комфортная машина, и находится в ней или нет – лишь выбор). Но это только по идее, и именно этот момент создает очень сильное впечатление. Подкрепилось это отличным «чисто британским» саундтреком от Дикона Хинчклиффа, который работал над неплохими триллерами «Из пекла» с Кристианом Бейлом и «Поля» с Сэмом Уортингтоном.

Возможно, прокатные перспективы такого кино весьма туманны, ведь зритель может задать вполне разумный вопрос – «Он что весь фильм будет болтать по телефону?», и будет прав, ведь такое кино нельзя смотреть, под хруст попкорна, шелест пачек с чипсами и звук открывающейся бутылки с пивом. Тут важен настрой, и желание не только слушать, но и услышать. «Лок» — как раз такое кино. Его нужно услышать.

Написал и поставил фильм Стивен Найт, который более известен именно как сценарист, и даже был номинирован на Оскар за «лучший оригинальный сценарий» за фильм «Грязные прелести» (тот который с Одри Тоту). В режиссуре же опыт Найта заканчивается на «фильме со Стэтхемом», а потому в расчет его (опыт) брать без толку, впрочем, в таком фильме как «Лок» именно сценарий всему голова, ну и актерская игра тоже конечно важна, но сценарий больше.

Locke 2013

Что делать? Как быть?

Актеры. «Лок» — фильм одного актера — Тома Харди. Он единственный, кого зритель видит на экране на протяжении полутора часов. Учитывая, что Харди, без преувеличения, один из самых лучших актеров (именно актеров, а не красавцев, шоуменов, и тд и тп) современности, то эта картина не надоедает, несмотря на прогнозируемую однообразность. Приятной для зрителя (и не приятной для актера) изюминкой стала простуда Харди (т.к. Том и правда подцепил простуду во время съемок), которая добавила его герою и атмосфере фильма толику такого нужного колорита.

По ходу фильма будут звучать знакомые голоса, как то прекрасной Рут Уилсон, или же любимого многими Мориарти из нового «Шерлока» Эндрю Скотта. И несмотря на то, что зритель не видит этих героев — они есть (как бы смешно это не звучало), они живые, они почти настоящие, у них есть история, есть чувства и эмоции, каждый из них необычайно колоритен…

Один из главных вопросов фильма – «чем же все закончится?» не только для главного героя, но и для остальных персонажей так и останется без ответа. «Лок» кино честное, честно и закончилось – огромным кол-вом вопросов, и полным отсутствием ответов… Впрочем нет, один ответ все же был дан, ответ на извечный вопрос «кто виноват?» как оказалось очень прост – каждый сам кузнец своего счастья.

Итог. «Лок» поднимает огромное кол-во социальных проблем, как то любовь, брак, измена, работа, ответственность… а пресыщение деталями, которые то и дело всплывают в диалоге главного героя, делают фильм настолько атмосферным, что волей не волей, ставишь себя на место персонажа, задумываясь о перечисленных вещах в безуспешной попытке найти ответы на поставленные вопросы.

Стоит ли смотреть этот фильм? Однозначно стоит, так что настраиваемся: ночь, Харди, BMW… Набираем номер! Идут гудки! Поехали!

Оценка PROKINO: 9 из 10