[Рецензия] Лучше б не снимали («Мобильник», Cell, 2016 год)

You’ll never walk alone

Любой фильм или сериал, снятый даже по самым небольшим рассказам Стивена Кинга, не может избежать сравнения с оригиналом. Что же говорить, когда речь идет об одном из лучших романов мастера ужасов за последнее десятилетие – «Мобильник»? Конечно, настоящим кингоманам в фильме будет все не так, но получилось ли у Кипа Уилльямса, заручившись сценарием самого Кинга, хоть что-то?

Сюжет. Мир охватывает страшный вирус: через мобильные сети передается некий импульс, в результате которого каждый, кто говорит по мобильному телефону, заражается непонятной инфекцией, и превращается в мобилопсиха – зомби, уничтожающее всех вокруг!

Клайтон Риднелл, художник, застает импульс в аэропорту. Разговаривая по скайпу с сыном, ему удается избежать заражения. Чудом выжив в массовом безумии, он находит еще несколько счастливчиков и отправляется на поиски своего сына, параллельно пытаясь разгадать загадку импульса и пытаясь ответить на вопрос – а есть ли вообще где-то спасение?

Начинается же фильм очень бодро. Локальный апокалипсис, приправленный кривоватыми спецэффектами, смотрится нормально, но, минуя первую сцену, фильм замедляется, причем капитально. Действий не очень много, много болтовни, притом, не очень то и нужной. К середине фильма, когда по идее должно становиться интереснее – по факту становится еще скучнее. Больше переглядываний, больше бессмысленных кадров и сцен. Фильм упрямо пытается казаться умнее, чем он есть на самом деле, и более того – чем он должен быть: порою, абсолютно без какой либо надобности, начинаются философские размышления и изречения, беседы про эволюцию, которые вообще ни на что не влияют… после чего происходит какой-нибудь тупейший момент, оборачивающий всю псевдо-заумность фильма в глупую шутку, выставляя героев полнейшими кретинами.

Фильм сделан в темных тонах, под стать истории, и это, пожалуй, большой плюс. Но на этом плюсы визуальной составляющей заканчиваются. И если в первой сцене, разбивающая в кетчуп голову девушка, смотрится еще сносно, то коряво нарисованный студентом за банку пива пикирующий самолет уже настораживает. И не зря. Создатели «Мобильника» не обладали большим бюджетом для красивой картинки, но, непонятно зачем раз за разом они это подчеркивали. В фильме присутствует бесчисленное количество сцен, с ужасным хромакеем и не менее ужасной графикой, которые резали бы глаз зрителям даже в далеких восьмидесятых.

Что касается атмосферы – то ее просто нет. В «Мобильнике» нет страха за персонажей, нет щекочущих нервы ноток жёсткого сурвайвл-хорора, даже капли переживаний и той нет. И если Марсело Зарвос еще как-то пытается нагнетать своей музыкой, но все его попытки разбиваются то о Хиля, которого массово слушают все «мобилопсихи», то о ни к селу ни к городу приплетенный футбольный гимн, то о глупость и непоследовательность героев, которым просто невозможно сопереживать. К слову, сцена с «мобилопсихами», слушающими Хиля во время перезагрузки, хоть и вызвала улыбку, но реально была одной из самых лучших сцен в фильме.

Сценарий же склеен из повыдерганных кусков романа, и склеен как попало, с абсолютно неверно расставленными акцентами. Как итог – поверхностное, скучное и не интересное повествование, по ходу дела потерявшее все обаяние романа. Драматические моменты не вызывают никаких эмоций, а эволюция «мобилопсихов» была показана лишь вскользь, и если в романе эта самая эволюция имела ключевое значение, то в фильме она просто есть, ей не уделяется абсолютно никакого внимания, и если ее вычеркнуть из фильма, то ничего не поменяется. Жаль, но все повествование свелось к фактически безыдейному шатанию по лесам и полям главных героев, в процессе натыкающихся на группки выживших, которые на сюжет особо не влияли, затем происходило такое же шатание до следующей локации.

С персонажами тоже беда, они просто картонные, за исключением, пожалуй, Алисы. Никакого развития, никакого изменения мировоззрения, никаких выводов. Второстепенные же герои появляются и чуть ли не тут же пропадают. Нас знакомят с ними, рассказывают о них и через пару минут бац – и нет героя. Если для трехсотстраничного романа – это нормально, вносит элемент неожиданности, драмы, дает возможность прочувствовать трагедию отдельно взятой личности, то для полуторачасового фильма – вообще ни в какие ворота не лезет, потому как возникает закономерный вопрос: зачем показывать историю персонажа, если его выводят из фильма в течении пары минут?

Такая потеря и идеи и смысла романа удивительна, ведь в сценаристах сам Стивен Кинг, который, хоть гениальным сценаристом и не является, но адаптирует свои книги нормально. Даже последние «Мешок с костями» и «Счастливый брак», хоть шедеврами назвать и сложно, но именно переложение первоисточника было неплохим. Есть подозрение, что за разброд и шатание отвечает Адам Аллека – сценарист «Последнего дома слева» и свеженького триллера «Тупик», который переписывал сценарий за королем ужасов. Впрочем, возможно издевательство над романом – это и коллективное «творчество», т.к. в том же «Тупике», сценарий хоть и не идеален, но и не так ужасен, как «Мобильнике».

Что касается каста, то хоть по именам он и очень сильный, то по факту все далеко не так радужно. И если Самюэль Л. Джексон просто не перенапрягается, но при этом смотрится на нормальном уровне, то Джон Кьюзак, которому ушла главная роль, не то что не играет, он даже не пытается, бегая весь фильм с одним и тем же выражением лица. Радость, печаль, страх? Что бы не происходило на экране заштукатуренное лицо Кьюзака не меняется! Немного лучше с второстепенными персонажами. Неплохие эмоции выжимала Изабель Фурман в роли Алисы, чуть хуже получалось у Оуэна Тига в роли Джордана, отлично вошел в роль директора Ардая Стейси Кич, правда, его экранное время не затянулось более чем на 5 минут. Еще меньше экранного времени получил… главный злодей! Джошуа Микель, сыгравший «Порватого», просто присутствовал в кадре… впрочем, большего, по сценарию, от него никто и не требовал.

Учитывая серость и безликость фильма, все надежды были на финал. *спойлеры* Не нужно было ничего придумывать, просто снять, как было в книге. И все… Но нет! Многие критикуют испорченный Дарабонтом финал к «Мгле», в то время как он был не хуже оригинального, только другой. Нечто подобное видимо хотели сделать и в «Мобильнике», правда, мягко говоря, не получилось. Не получилось на столько, что после окончания фильма остаётся пустота, и закономерная мысль, что лучше б вообще это кино не снимали.

Обидно то, что фильм растерял почти все, что делало роман таким крутым: это и противостояния людей друг против друга, их мировоззрений, зависимость от мобильных телефонов и технофобии, личные драмы и самопожертвования ради друзей, поиски человечности в тех, кто давно перестал быть человеком… Всего этого в фильме нет.

По итогу «Мобильник» – это очень и очень слабое кино, выезжающее лишь на неплохой задумке, вырванной из отличного романа. Актеры не играют, персонажи не развиваются, сюжет разваливается, а на пост-продакшен и вовсе денег не хватило… Тем, кто прочел роман и кому он понравился, однозначно стоит проходить мимо этого творения, кто не читал – вряд ли вообще что либо поймут. Конечно, в серой массе дешевых ужасов «Мобильник» смотрится более менее, средне, ведь бывает и намного хуже. Но, беглого взгляда на первоисточник хватает, чтоб понять, если снимать такое кино по таким романам – то лучше не снимать вообще.

Оценка PROKINO: 5 из 10