[2019] Дом с прислугой (Servant | Сезон 1)


М. Найт Шьямалан. Достаточно долго этот режиссер ассоциировался у меня с пустыми и нудными фильмами в которых был “вот это поворот!” Но, после провального “После нашей эры”, Шьямалан, на котором поставили крест все кто только мог, вдруг выдает неплохой сериал “Уэйорд Пайнс”, который, конечно критиковали, за ранний поворот и неадекват героев, но, поверьте, после прочтения трилогии Блейка Крайча, по которой и снят сериал, у вас все вопросы отпадут. Дальше был вполне неплохой “Визит”, ну и отлично показавшие себя в прокате “Сплит” и “Стекло” с МакЭвоем. И вот на новом стриминговом сервисе AppleTV+ выходит сериал от М. Найта под названием “Прислуга”, ну или “Дом с прислугой”, который, по мнению продюсеров настолько крут, что его еще до старта продлили на второй сезон.

Сюжет. Достаточно богатая и успешная пара Дороти и Шон Тернеры переживают не самое лучшее время. Она — корреспондент на ТВ, он — популярный повар, но несмотря на личные успехи, в семейном плане все очень плохо. Их сын Джерико умер через несколько месяцев после рождения. Для Дороти это был шок, с которым она не могла справиться, по этому Шон, вместе с Джулианом, братом Дороти, решили заменить ребенка на куклу. Дороти же, воспринимая куклу как родного сына, убеждает Шона нанять няню, т.к. хочет вернуться к работе.

Лиэнн, няня, очень ответственно подходит к работе. Настолько ответственно, что Шон начинает задумываться, все ли с ней в порядке, потому что Лиэнн играет няню Джерико даже тогда, когда Дороти нет рядом. Или не играет?

Вообще я не буду спойлерить даже первую серию, как это зачем-то сделали уже многие. Не буду спойлерить, т.к. в концовке там есть забавный “вот это поворот!”. Я так скажу — чем меньше вы знаете перед просмотром, тем лучше. Я садился за сериал, зная лишь то, что это ужастик на AppleTV+ от Шьямалана. Все. И именно это помогло получить массу удовольствия от просмотра. В общем, погнали разбирать сериал, а я постараюсь не наделать по ходу спойлеров.

Первый момент — двойственность сюжета. Тут есть пространство для дискуссии. Если вы хотите смотреть сериал как хоррор с кучей мистических моментов, то вы вполне можете это сделать. В то же время, если хотите воспринимать его как триллер с вполне логическим объяснением всего происходящего — вам тоже ничего не помешает. По крайней мере к третьей серии и один и другой жанры, хоть они и взаимоисключающие, имеют место быть. И этот момент очень сильно мотивирует смотреть дальше, чтоб понять что там нахрен происходит.

Первое же что бросается в глаза — это операторская работа. Она достаточно оригинальная, но напрягающая. Реально, мне нужно было наверное пол серии, чтоб привыкнуть к этим всем срезанным портретам, статичной камере в не статичных сценах и так далее. Но, тем не менее, такой подход отлично подчеркивает некую камерность, да и в принципе общую атмосферу сериала. К слову — оператор Майк Гилуакис, не только снимает все последние работы Шьямалана, но до этого отметился просто суперской работой в фильме “Оно”. Только не то, что про клоуна, а то, что “It follows”. Кстати, очень клевое кино, если не смотрели, рекомендую.

Что касается героев. По прошествии трех серий особо ничего не понятно. Не понятно потому что Шьямалан, и скорее всего где-то нас ждет “вот это поворот!” С одной стороны это хорошо, лично меня мотивирует смотреть дальше. С другой — плохо. Плохо потому, что не понятно кому сопереживать. Изначально, расстановка персонажей была вполне понятна — Дороти жаль больше всех, Шон и Джулиан заносчивые, но все равно нормальные, Лиэнн — странная особа, которая что-то скрывает. Но это Шьямалан дамы и господа, так что полюбому что-то с кем-то из тех, кто кажется относительно нормальным, будет не так. По этому анализировать персонажей как-то глубже нет особого смысла.

Так что перейдем к актерам. И тут все в принципе очень хорошо. Создатели собрали вполне неплохой каст. Кеббелл и Гринт отлично вписались в свои роли, играя в принципе близких характерами людей. Правда если первому не привыкать играть крутых парней, то Гринта я, как и многие, после Поттера еще не видел, но тем не менее с ролью он справился (и да, я не смотрел сериал Большой Куш).

По женским ролям — Нелл Тайгер Фри, она же Мирцелла Баратеон сами знаете из какого сериала, она же загадочная Лиэнн, по мне так она слишком очевидно что-то скрывает, другими словами — переигрывает. Но, опять таки, это Шьямалан, так что очевидность чего-то ничего не гарантирует. Ну и Лорен Эмброуз в роли на первый взгляд помешанной мамы, выглядит просто идеально. Окажется ли она такой к концу сезона — посмотрим, но пока попадание в роль на 100%.

Что касается создателей сериала. Помимо упомянутых Шьямалана и Гилуакиса, к сериалу приложились сценарист Тони Басгэллоп, участвовавший в создании “Изгоя” и достаточно известный продюсер Джейсон Блюменталь. Из последнего работавший над “Предприятием “Вечная благодать”” с Кингсли и Симпсоном в главных ролях. Оба, и Басгэллоп и Блюменталь предполагали сделать “Дом с прислугой” антологией, но показав идею Шьямалану увлеклись, и превратили идею в единую полноценную историю.

И буквально пара слов о недостатках. Первый и главный — это темп. Понятно, что авторы пытались нагнетать, сделать вязкую атмосферу. Но местами серии, которые к слову длятся от 30 до 35 минут, откровенно проседали. К сериалам, выходящим на стриминговых сервисах нет жестких требований по продолжительности, как на ТВ с их строгими 42 минутами. Так что первые три серии можно было смело сократить минут на пять, а вторую так и вовсе на все десять.

Тем не менее, оценки у сериала вполне себе хорошие. Критичный кинопоиск выдает 7,1, что для мистики очень даже хороший показатель. Менее злобный imdb — на бал выше. Роттен и вовсе показывает 83% свежести. Ну а яблочники, как я и говорил в начале, уже продлили сериал на второй сезон.

Итог. Достаточно крепкий трансформер из мистики в триллер и обратно от восставшего из пепла Шьямалана. Нравится камерная мистика — смотрите. Нравятся сериалы с поворотами сюжета и непонятными главными героями — тоже зайдет нормально. Да, сериал немного проседает по темпу, но лично мне интересно — кто же там все-таки ку-ку!